Сущность активных методов.

Проблема методов обучения имеет глубокие корни. В педагогических теориях и воззрениях выдающихся дидактов прошлого (А.Я. Каменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и другие) метод занимал центральное место.

Представляет интерес данная в свое время (1915 год) П.Ф. Каптеревым обобщенная характеристика понимания метода обучения деятелями педагогики разных эпох: «До сих пор были выдвинуты такие точки зрения на дидактику и её представителя - метод: 1. Метод всемогущ (Ратихий, Каменский, отчасти Песталоцци); 2. Метод подобен сложной машине, до известной степени, есть внешнее орудие учителя и независимо от него, действует машинообразно, с механической правильностью (Каменский); 3. Метод есть психологическое орудие и должен быть обоснован психологическими данными (Песталоцци, Гербарт); 4. Метод есть способ разносторонней деятельности учащегося, безразделен с учащимся и весь заключен в свойствах учителя (Дистервег)».[ ] .

Ныне теория методов обучения представлена в отечественной дидактике целым рядом концепций (А.Н. Алексюк, Ю.Н. Бабанский, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, М.М. Левина, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, С.Г. Шаповаленко и другие)

Однако, несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Так С.Г. Шаповаленко дает следующую формулировку «Метод обучения - это тесное единство методов преподавания и учения, т.е. упорядоченная система действий учителя, состоящая в передаче учащимся общественного трудового опыта человечества, обобщенного наукой, и соответствующая система действий учеников, направленных на овладение этим опытом».[ ]

С.П. Баранов считает: «Метод обучения - это путь познавательной и практической деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования». [ ]

В.А. Маркова разделяя взгляды И.Я. Лернера отмечает, что « . под методами обучения следует понимать систему целенаправленных действий преподавателя, организующего способы познавательной деятельности учащегося, обеспечивающих ему успешное овладение знаниями, умениями и навыками, способствующих развитию его познавательных сил и способностей, формирующих его идейно-нравственные качества». [ ]

Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии [ ] где сказано: «Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

В выступлениях теоретиков педагогики (И.Д. Зверев, М.И. Махмутов и другие) отмечается, что в современной дидактике нет общеприемлемой дефиниции понятия «методы обучения» и тем более общепризнанной их квалификации. [ ]

Существует несколько классификаций методов обучения.

Методы подразделяют, во-первых, по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные, практические (С.И. Петровский, Е.Я. Голант)

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют (М.А. Данилов, Б.П. Осипов) на методы приобретения знаний, формирование умений и навыков, применение получаемых знаний. Творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские (М.Н. Скаткин, И.Л. Лернер)

Перейти на страницу: 1 2 3 4