Цели воспитания в мировой практике

Томмазо Кампанелла - один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма написал сочинения «Город Солнца». В нем изображено идеальное государство, воспитание носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государства. Она должно развивать все силы и способности.

Наиболее радикальные педагогические идеи высказал Томас Мор. Он призвал к равенству образование мужчин и женщин, соединению обучения с трудом.

Характерной чертой этой эпохи было стремление сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Позднее положительные идеи гуманизма были развиты крупнейшим педагогом выдающимся общественным деятелем семнадцатого века Яном Амосом Коменским. Он заложил основы педагогики нового времени, создав свою «Великую дидактику». Похожие идеи развивали Д.Локк, Д.Беллерс, Ж.-Ж.Руссо, К.-А.Гелвеций и противоречащий последнему Д.Дидро. Коменский в своем труде пишет: «В школах надо всех учить всему, стремится к тому, чтоб в школах при посредстве наук и искусств развивались способности, то есть люди должны становится людьми». Цель воспитания по Коменскому – это воспитание настоящего человека.

Великая Французская Революция установила новый общественный строй, однако новый капиталистический порядок привел к сильному угнетению. В начале девятнадцатого века возникли идеи утопического социализма Ш.Фурье, Р.Оуэна, А.Сен-Симона, В.Вейтлинга, которые в своих произведениях рисовали будущее общество.

Наиболее стройное и интересное учение о воспитании было разработано Р.Оуэном. Целью воспитания он считал всесторонность, обязательное присутствие физического труда.

Говоря о педагогике девятнадцатого века нельзя не сказать о крупнейшем ее представителе, внесшим особый вклад, заложивший ее научные основы и создавший цельную педагогическую систему, о К. Д. Ушинском. Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный педагогический преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Из направлений главным является нравственное воспитание.

Важнейшие цели воспитания по Ушинскому:

- формирование мировоззрения, моральных принципов, правил, взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главной дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных, эстетических чувств и самого высокого из них – патриотизма, который он называл «общественным цементом»;

- воспитание навыков и привычек поведения.

К.Д.Ушинский подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект учительской семинарии», «Родное слово»). Ушинский – теоретик воспитания, и его отличают знание и глубина в понимании сущности педагогических явлений.

Еще одним крупнейшем педагогом девятнадцатого века является А.С.Макаренко. Его наследие обычно ассоциируется, прежде всего, с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце двадцатых годов. Он ставит во главу угла воспитательно-образовательные цели. Центральное место занимает идея социализма и коммунизма. Цель воспитания по Макаренко – сообщество, в котором «отдельная личность будет и наиболее дисциплинированной и наиболее свободной», где будет высоко поднят социальный статус молодежи.

Рассматривая цели педагогического воспитания в мировой практике нельзя не отметить выдающегося мыслителя, писателя и педагога Ибрая Алтынсарина, помогающего своему народу воспитывать свои поколения в духе уважения традиции и родного языка.

Следует отметить, что большинство педагогов искавших пути реформы содержания относились к сторонникам одной цели воспитания: умственное развитие в сочетании с ручным трудом. Новаторством было то, что Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, В.А. Лай выдвигали необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вильгельм Август Лай в «Школе действия» ставил целью воспитания подготовку лояльных граждан буржуазного государства, важное место в которой занимает религия.

С идеями марксистского воспитания сегодняшний постсоветский человек знаком на собственном опыте. Если обобщить: цель коммунистического воспитания – формирование гармонично развитой, общественно-активной личности. В первом разделе мини-исследования тема марксизма в педагогике была затронута, вернувшись к нему, не трудно понять недостатки такого воспитания.

Перейти на страницу: 1 2 3