Цели воспитания в мировой практике

Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим обществом и прошло вместе с ним длительный путь развития. Поэтому педагогика и является одной из древнейших наук, которая изучает закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ребенку, то есть «детоводитель», целью которого было сопровождать ребенка в школу, прислуживать ему во всем. Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И Соответственно цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели «детоводителя». Давайте, в общем, проследим прогресс педагогических целей со времен давно минувших дней до современного этапа и кратко раскроем сущность педагогических идей великих теоретиков этой науки.

Выдающийся греческий философ Платон считал первейшей целью государства воспитание совершенных членов общества. «Законодатель не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло, как попало. Напротив это первое, с чего должен начать законодатель, » - находим мы в трудах Платона. Целью воспитания является добродетель, высшим из которых Платон считал разум. Наряду с разумностью он требует воспитание справедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели. «Не золото надо завешать детям, а высокую совестливость». Его же последователь Плотин проектировал город Платонополь, в котором будут воспитываться совершенные люди.

Педагогические идей великих греческих философов (Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит) оказали огромное влияние на все последующее развитие теории воспитания.

Несколько иной характер имело воспитание в древнем Риме. До третьего века до нашей эры здесь господствовало семейное воспитание, унаследованное от эпохи родового строя. Целью отца, было, обучит сына видению хозяйства, владению оружием, он заботился о выработке у него таких высоко ценимых в Риме нравственных качеств, как преданность родине, послушание, скромность. Из отдельных упоминаний римских и греческих историков «Ливий, Плутарх» можно заключить, что в пятом веке до нашей эры в Риме существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму и счету. Во второй половине эпохи сюда проникает влияние греческой культуры. Высшей ступенью образования в эту эпоху считалось риторская школу, в которой юноши овладевали ораторским искусством и изучали закон.

Здесь очень уместно указать на различие в целях воспитания греков и римлян. В отличие от афинского воспитания, на всех ступенях которого обращалось внимание на единство умственного, физического и эстетического развития, римское воспитание преследовало чисто практические цели и в этом смысле приближалось к спартанскому. В римских школах, в отличие от греческих не обучали музыке, пению, гимнастике. Там юноши уделяли внимание только военным упражнениям. Идея гармонического развития, господствовавшая в Афинах несколько столетий римлянами, воспринята не была. У римских мыслителей вопросы воспитания не вызывали большого интереса. Наиболее ценные педагогические идей были высказаны римским ораторам Квинтилианом. В его сочинений о воспитании оратора он выступает сторонником общественного воспитания.

После падения Римской империи средневековая церковь отрицала почти все наследие античного мира. Церковь открыла приходские школы, в которых мальчиков готовили к монашеской жизни. Во второй половине средневековья начали складываться внецерковные союзы ученных. В тринадцатом веке появились первые университеты, но вскоре и там главным факультетом стал богословский.

Своеобразный характер носило воспитание сыновей феодалов. Неразвитость военной техники, постоянные конфликты между феодалами вызвали к жизни тип сугубо сословного военно-физического, рыцарского воспитания. Грамотность не считалось обязательной. Воспитание женщин имело также строго сословный характер. Педагогическая мысль в это время, как и вся практика воспитания и обучения была пронизана духом религиозной идеологии. В это время появились руководства по воспитанию детей феодальной знати. Передовые мыслители обратились к литературе древнего мира, началась эпоха Возрождения.

Перейти на страницу: 1 2 3