Итоги исследования.

Практическую значимость имеют разработанные в рамках модели 2-блочные и 3-блочные макеты олимпиадных заданий, характеризуемые оптимальным соответствием педагогической модели. Макеты были отрабо­таны в условиях реального эксперимента. Итоги этого эксперимента показа­ли, что педагогическая модель подтверждается опытом и имеет хорошие пер­спективы для практического использования. Она решает большинство нако­пившихся на уровне региональных олимпиад проблем, способствуя переводу этих олимпиад в режим «талантосбережения».

Отмечая положительные моменты проведенного исследования, можно остановиться в заключение на перспективах его практического и теоретичес­кого использования. Полученные результаты интересны тем, что являются, строго говоря, лишь первым шагом на пути построения полномасштабной педагогической модели интеллектуального испытания. Характеризуя этот шаг в теоретическом плане, можно сказать, что он был сделан в правильном на­правлении, поскольку вывел нас на исходные позиции теории вероятности, способной дать вероятностное истолкование различия репродуктивного и продуктивного видов деятельности школьников и процесса их соединения. Полученные данные важны тем, что делают контуры вероятностной модели интеллектуального испытания просматриваемыми. Залогом этого является математический аппарат модели, сформированный в процессе настоящего исследования.

Что касается перспектив практического использования системы, то они достаточно понятны. Разработанная система и модель интеллектуального испытания в ее сегодняшнем виде пригодна для определения формата не только олимпи­ад, но и большинства способов оценки и контроля уровня знаний учащихся (контрольных и самостоятельных работ, экзаменов, тестов). В рамках моде­ли, например, можно определить возможный формат единого экзамена школь­ников, к которому должна перейти отечественная система образования. Дос­таточно лишь задать его выходные параметры (разрешение, уровень интел­лектуальной нагрузки школьников и т.д.).

Модель может быть использована и для решения ряда других задач. Она позволяет исследовать структуру ансамбля испытуемых школьников, что мо­жет быть интересным, скажем, для оценки влияния дифференциации систе­мы образования на уровень подготовки школьников. С помощью модели, на­пример, можно оценивать не только уровень сложности задач, но и уровень профессиональной подготовки учителя, через его знание класса и его способ­ность подготовить разноуровневое контрольное задание, сбалансированное по видам учебной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2