Итоги исследования.

Подводя итоги проведенных исследований, можно выделить ряд момен­тов. Главный из них заключается в том, что на примере интеллектуального испытания удалось продемонстрировать саму возможность количественного моделирования педагогического процесса, создания автоматизированной системы и показать практическую значи­мость получаемых результатов. При разработке модели была реализована достаточно последовательная схема педагогического моделирования, в про­цессе которой была сформулирована замкнутая система исходных педагоги­ческих положений; введены понятия идеализированного испытания и идеа­лизированного ансамбля испытуемых школьников; выбран и изучен матема­тический объект, адекватный оптимальным педагогическим итогам испыта­ний идеализированного ансамбля; дана педагогическая интерпретация свойств этого объекта; определены оптимальный педагогический и математический формат интеллектуального испытания и взаимосвязь его исходных и итого­вых показателей; исходя из теоретических предпосылок, разработана автоматизированная система, позволяющая визуализировать смысл всей теории.

Разработка модели и системы велась по отношению к конкретным вариантам интел­лектуального испытания, в качестве которых были выбраны испытания учас­тников олимпиад по физике и студентов физико-математического факультета РГПУ на различных учебных дисциплинах.

Разработанную схему отличает доказательность и обоснованность, опре­деляемые достоверным характером исходных педагогических положений модели и строгостью ее математического аппарата. Этот аппарат дает воз­можность вести проектирование итогов интеллектуального испытания, мо­жет составить основу инструментария педагогической экспертизы испыта­ния на предмет его соответствия критериям общепедагогического характера. Математический аппарат модели позволил построить шкалу сложности за­дач, ввести понятие сбалансированного комплекта задач, обеспечивающего оптимальное соответствие интеллектуального испытания новой шкале цен­ностных приоритетов образования. Был рассмот­рен вопрос о выборе показателей приоритета, о дифференцированном и не­дифференцированном порядке распределения испытуемых школьников по занимаемым местам.

Интерес представляют выявленные свойства идеализированного ансамбля как «механического» объединения школьников, на уровне которого реализуется наи­более простая, но в то же время и самая фундаментальная форма взаимоотноше­ния личности и коллектива, выражающаяся в элементарном сложении. Подобное объединение школьников, лишенное выраженных межличностных взаимоотно­шений, хорошо соотносится с ансамблем участников олимпиады. Идеализиро­ванный ансамбль отличается заведомой аддитивностью своих свойств. Исследо­вание подобных систем в научном плане имеет большой интерес. История науки дает основания надеяться, что они могут составить простейшую базу для постро­ения количественных шкал, необходимых для измерения педагогических харак­теристик. Объединение школьников, лишенное выраженных межличностных и групповых взаимоотношений, интересно и по отношению к проблемам учебно-воспитательного коллектива. Оно может сыграть роль первичной матрицы, на фоне которой влияние на коллектив межличностных и групповых взаимоотно­шений должно прослеживаться наиболее рельефно.

Перейти на страницу: 1 2