Идея вальдорфской школы

фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная

жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно.Важно, чтобы он

был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе

представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть

весьма ограниченной или даже совсем ошибочной.

Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни

детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются

членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в

школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – у

кого есть дети, те знают, как может обогатиться благодаря детям жизнь, –

взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали

требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким

образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети –

готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом

предполагающемся виде, никогда не наступит.

Школа, сориентированная на потребности и проблемы конкретных детей и

идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить

полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных

“полноценных людей” (Штайнер) и тем самым выполнит свое подлинное

общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития

общества и культуры.

Классная коллегия + школьная конференция + родители.

Ребенок открыт будущему, он – существо, находящееся в становлении и

развитии. Вот почему Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики

подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у

всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская

голова, но и руки, и сердце, стала центральной идеей вальдорфской

педагогики.

Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном

развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-

учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный,

неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие

решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может

осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном

преподавании, будет вливаться также и в управление”(Штайнер).

Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея

самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим

требованием, связанным с необходимостью вводить в школу демократию в

условиях переходного периода или по каким-нибудь другим внепедагогическим

мотивам.

Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в

управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ.

Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления

школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление.

Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах

решающим является профессиональная компетенци. Не являетсь системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия,

иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному,

и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное время происходит, какие у него способности, какие трудности.Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка.

Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения.

Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера.

Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Кроме классной конференции, существует конференция всех школьных

учителей – органа учительского самоуправления.

Конференция подразделяется на три части. Первая часть касается

сугубо педагогических вопросов: вся школьная коллегия стремится углублять свои профессиональные знания, совершенствовать способности. В обсуждение

включаются общие, фундаментальные вопросы педагогики, методики и дидактики,психологии, антропологии развития, а также вопросы, касающиеся конкретной

педагогической работы в конкретном классе или проблемы с определенным ребенком.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5