Дисграфия: содержание термина, классификация

Так как современное исследование процессов письма показало, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня — семантических, языковых, сенсомоторных, то классификацию дисграфий на основе нарушений анализаторов считают недостаточно обоснованной.

М.Е. Хватцев [27] выделил пять видов дисграфий, но его классификация не соот­ветствует современным представлениям о нарушениях письменной речи.

1.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха: списывание сохранно, а устная речь нарушена. Ребенок не воспринимает на слух зву­ковой состав слова.

2. Дисграфия на почве расстройства устной речи, возникает, как обосновал М.Е. Хватцев [27], на почве неправильного звукопроизношения.

3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма, в результате на пись­ме появляются пропуски гласных.

4. Оптическая дисграфия связана с нарушением или недоразвитием в головном моз­гу оптических речевых систем. При наличии литеральной дисграфий нарушается зри­тельный образ буквы, слова. При вербальной — написание отдельных букв сохранено, но с трудом формируется зрительный образ слова. Допускается большое количество ошибок. Ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: р-н, с-о, и-ш, л-м, п-и.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии. При этом искажается структура слова, появляется распад речи, т. к. поражен головной мозг.

Сотрудниками кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им, А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработана классификация дис­графий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. На современном этапе она является наиболее обоснованной.

Различают следующие виды дисграфий:

1. Артикулярио-акустическая. В основе этого дефекта лежит отражение непра­вильного произношения на письме. Ребенок пишет так, как произносит (по термино­логии М.Е. Хватцева [27] — «косноязычие в письме»). Артикулярно-акустическая дисгра­фия проявляется в пропусках букв, заменах. Чаще всего эта форма наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии. Иногда устная речь исправлена, а замена букв оста­ется. Это происходит потому, что еще не сформировались четкие кинестетические образы звуков.

2. Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания), ко­торая связана с нарушением фонематического слуха. При ней дети плохо различают на слух сходные по звучанию и месту образования звуки. Они путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, искажают структуру слова: сокращают или вставляют лишние слоги, пропускают гласные и согласные, раздельно пишут слова (по шел), слитно предлоги, частицы, союзы, неправильно употребляют род, число. Наиболее ярко дисграфия на основе нарушений фонематического распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обознача­ющие артикулярно и акустически далекие звуки (п-н, л-к, б-в).

В настоящее время мнения исследователей по этому вопросу расходятся. Одни авторы (О.А. Токарева и др.) считают, что в основе замен букв, которые обозначают фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, слу­ховой дифференциации звуков. Другие авторы (Е.Ф.Соботович, Е.М. Гопиченко) нарушение письма связывают с тем, что при фонемном распознавании дети опирают­ся на артикулярные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

По мнению Е.Ф. Соботович, многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции: при восприятии осуществляется слуховой анализ речи, акустический образ переводится в артикуляторное решение, при этом слуховые и ки­нестетические образы удерживаются на то время, которое необходимо для принятия решения; звук соотносится с фонемой, на основе слухового и кинестетического конт­роля осуществляется сличение с образцом, и в завершение принимается окончатель­ное решение.

В ходе письма этот процесс усложняется, фонема соотносится с определенным обра­зом буквы. Исследования немецкого ученого К.П.Беккер показывают, что ос­новным механизмом замен букв являются трудности кинестетического анализа, при этом дети-дисграфики недостаточно используют проговаривание в процессе письма, что затрудняет как самостоятельный процесс письма, так и письмо под диктовку [24,c.30].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6