Дисграфия: содержание термина, классификация

Содержание термина «дисграфия»в современной литературе определяется по-разному. Р.И.Лалаева [14] дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

И.Н. Садовникова [25] определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А.Н. Корнев [12] называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А.Л. Сиротюк [26] определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Существенной для диагностики и организации психолого-педагогической коррекции дисграфии представляется ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф.Иваненко. Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма (и чтения) с учетом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявлений. Трудности в овладении письмом. Показатели:

нечеткое знание всех букв алфавита;

сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную;

трудности звукобуквенного анализа и синтеза;

чтение отдельных слогов с четко усвоенными печатными знаками;

письмо под диктовку отдельных букв.

Диагностируются в первом полугодии первого года обучения.

Нарушение формирования процесса письма. Показатели:

смешения письменных и печатных букв по различным признакам (оптическим, моторным);

трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда;

затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово;

чтение побуквенное;

списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования.

Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и в начале второго года обучения.

Дисграфия. Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.

Дизорфография. Показатели:

неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения;

большое количество орфографических ошибок в письменных работах.

Диагностируется на третьем году обучения.

Итак, симптомами дисграфии принято считать стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила [1,3,5,10,11,22].

Классификация дисграфий

осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, информированности операций письма. О.А. Токарева выделяет три вида дисграфий: акустическую, оптическую и мо­торную. При наличии акустической дисграфий дети часто смешивают, пропускают, заменя­ют буквы, которые обозначают звуки, сходные по артикуляции и звучанию.

При наличии оптической дисграфий наблюдается неустойчивость зрительных впе­чатлений и представлений. Ребенок не узнает, путает некоторые буквы. Чаще всего смешиваются такие буквы, как у-и, п-н, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к, ц-щ. При тяжелой дисграфий письмо слов недоступно, ребенок может писать только отдельные буквы. Имеет место и зеркальное письмо, это чаще наблюдается у левшей. При моторной дисг­рафий наблюдаются трудности движения руки во время письма.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6