Содержание деятельности учителя по осуществлению педагогической поддержки

Наконец, необходимо рассмотреть еще одну сферу, оказывающую кардинальное воздействие на развитие школьника – сферу его материального бытия, образа его жизни. Не секрет, что еще достаточно много семей, где процветает грубость пьянство, где дети предоставлены сами себе, где нет условий для нормального сна, отдыха, выполнения домашних заданий; есть семьи малообеспеченные, где дети испытывают трудности с питанием, с одеждой, есть семьи с плохими жилищными условиями, а есть такие, где школьник имеет отдельную комнату и т.д. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни, прямо сказывается и на здоровье, и на учебе, и на нравственности детей.

Внимание к повседневному бытию ребенка, к образу его жизни ставит перед классным руководителем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая – к школе. Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, фиксирует для ребенка наиболее авторитетных членов семьи устанавливает с ними рабочий контакт. Знание семейно – бытовых условий создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если есть необходимость, то и подключения компетентных организаций с целью оказания финансовой помощи или для защиты прав ребенка.

В школе классному руководителю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать о стиле оформления класса, наладить дежурство. Кроме того, необходимы беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, вести дискуссии о несправедливостях моды и несправедливостях родителей, эгоизме и равнодушии детей. Наконец, возникает порой потребность организовать всех учеников класса для оказания той или иной помощи одному из них.

Профессиональные способности классного руководителя можно разделить на три основные группы:

1. Рефлексивно – аналитические. Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, классный руководитель путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.

2. Организаторские. Предполагают умение ставить перед собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе.

3. Коммуникативные. Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями. [8,46]

Выводы к первой главе

Таким образом, под педагогической поддержкой мы понимаем основной элемент образования. Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном, индивидуальном выборе; нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности.

Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе включает в себя три этапа:

● Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка.

● Реализационный этап, на котором происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем.

● Итоговый этап, на котором осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3