Содержание деятельности учителя по осуществлению педагогической поддержки

Если мы попытаемся построить функции воспитателя с точки зрения самого ребенка, его интересов и возрастных потребностей (и будем иметь в виду при этом нашу зрелую, взрослую оценку ситуации), то первая задача не только родителей, но и классного руководителя – защитить ребенка, и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Ведь известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т.д.

Попробуем обосновать эту точку зрения. Представим себе все компоненты социальной среды, о которых говорилось выше, и посмотрим, кто в них выступает защитником ребенка.

В семье – прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.

В товарищеской среде – ближайший друг или подруга.

Школа же не осознает своего предназначения защищать ребенка, выражать его интересы. Она перекладывает эту задачу на семью. Отсюда – и дети не видят в учителях тех людей, на которых можно рассчитывать в трудные минуты. Гуманистическая идея, если она приходит в школу, должна приносить с собой и идею защитить ребенка.

Кто в школе может взять на себя эту функцию? Кто ближе всех стоит к личности растущего человека? Конечно, классный руководитель.

Вы скажете: как же защитить ученика, если он плохо учится и плохо ведет себя? Это трудный, не простой вопрос. Но представим себе нравственное состояние, скажем, семиклассника, который понимает, что он действительно мешал другим заниматься на уроке, и последовавшая за этим угроза вызова родителей в общем – то логическое завершение этого конфликта. Но тут неожиданно классный руководитель говорит: “Я понимаю, ты расшалился (или тебе стало обидно, что тебе поставили двойку, или ты что – то хотел доказать кому – то из ребят), стоит ли из – за этого вызывать родителей? Я поговорю с Марией Ивановной, попробуем обойтись без родителей”. Следствием такой позиции классного руководителя является, во – первых, доверие подростку, обращение к его нравственному чувству и его человеческой порядочности. Во – вторых, можно прогнозировать, что следующий раз он сам просигналит воспитателю класса о том, что у него возникли какие – то проблемы, и попросит помощи.

Школьник становится носителем не абстрактной функции «ученика», а превращается в человека. Отсюда у классного руководителя появляется возможность построения программы человеческой работы.

Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

Подход к ребенку с точки зрения его защиты естественно подводит нас к задаче обеспечения его здоровья. Один ваш ученик жалуется на головную боль, его что–то нервирует, но он не знает, что у него ухудшилось зрение. Другой – постоянно раздражен, вспыльчив, его реакции неадекватны: оказывается, у него (как утверждают медики, в 70% случаев) это связано с заболеванием желудочно-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Что из этого следует для классного руководителя – защитника ребенка? Прежде всего, нужны знания физиологических особенностей и основных показателей функциональных расстройств организма ребенка.

Таким образом, первая целевая программа, которую должен освоить и реализовать культурный педагог (а таковым мы видим классного руководителя) – программа «Здоровье».

Она предполагает: самообразование учителя в этой области, совместную его работу с участковым педиатром, школьным врачом, который на основе данных диспансеризации может дать каждому ученику его личную программу питания, физических упражнений, закаливания, систему дыхательных упражнений и пр. Однако мы знаем, что далеко не во всех школах есть такие врачи и такие возможности, поэтому было бы очень хорошо, чтобы эту работу взял на себя классный руководитель. В этом ему помогут оздоровительные журналы и программы.

Совместно с родителями учитель вырабатывает оптимальный для данного ученика режим жизни работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, количеством требующегося для него сна и отдыха.

Следующая сфера, в которой ребенку нужна защита, - это общение. Мы знаем, как трудно иногда приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и затеи, над пятыми просто издеваются морально и физически. Оказавшись в неблагоприятной товарищеской среде, подросток обретает различные комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность в семье, с младшими, с учителями. В этих условиях невозможно говорить о нормальном психическом и нравственном развитии ребенка. Да и физическое его здоровье под угрозой.

Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между людьми – важнейшая функция учителя.

Перейти на страницу: 1 2 3