Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.

на с(12%).

Нами было установлено, что подобные дефекты характерны и для звука ц

. Замена звука ц

на т

– 44%; пропуск звука ц

– 33%; замена звука ц

на с

– 23%. Подобные данные позволяют утверждать, что произношение данной группы звуков, относящихся к аффрикатам, не сформировано. Испытуемые дети, имеющие III-IV степень тугоухости, допускают 100%-ое дефектное произношение данных звуков, независимо от вида произношения. Подобное положение связано со сложностью артикуляции данных звуков, а также с несистематичностью и непоследовательностью работы сурдопедагога над этими звуками.

Следующими звуками, произношение которых было проанализировано в ходе нашего исследования, являются боковой звук ли вибрант р.

Нами отмечен невысокий процент дефектного произношения звука л

(28%). Однако, при произношении звука лпреобладающим дефектом является замена его на звук н

(68%). При этом дефект отличается стойкостью. Например: Максим Х. слово со звуком лпроизносит следующим образом – слива

- /снива

/, слон -

/снон

/, стол -

/стон

/. Такое произношение отмечается и по подражанию и при чтении. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи учителя-дефектолога. Дети зрительно не могут отличить особенности положения языка, так как при утрированном показе звука ли н

, к которому прибегает сурдопедагог, стираются отличия зрительных образов этих звуков.

Также мы наблюдали еще один дефект, связанный с произношением звука л

– это пропуск данного звука (32%). Данный дефект не являлся стойким и наблюдался только при самостоятельном произношении, из чего можно заключить, что работа над данным звуком велась недостаточно целенаправленно.

Что касается вибранта р

, то дефектность его произношения наблюдалась в гораздо больших случаях (60%), что связано со сложностью его артикуляции и сравнительно недавним включением его в работу. К дефектам произношения звука р

можно отнести следующее:

— пропуск звука р

(85%);

— призвук в виде согласного т

(15%).

Данные дефекты носили стойкий характер. Пропуски звука при произнесении слов свидетельствуют о том, что к моменту проведения исследования целенаправленная работа над этим звуком не велась. Сформированность этого звука мы наблюдали только у двоих детей: Саши С. и Валеры П. Но данные дети имеют значительные остатки слуха (II степень тугоухости).

Таким образом, на формирование звуков л, ри особенно аффрикат отрицательное воздействие оказали: утрированность образца речи сурдопедагога, отсутствие целенаправленной работы с этими звуками, позднее начало работы с ними.

Теперь мы считаем возможным перейти к анализу произношения звонких взрывных согласных – звукам б

и г(для звука д,

как нами уже отмечалось характерен высокий процент нормированного произношения /48/). Мы установили довольно высокий процент дефектного произношения данных звуков. Для звука бон составил 43%, для г

– 75%. Из полученных данных можно заключить, что звук г

является наиболее труднопроизносимым звуком в данной группе, что связано со сложностью его артикуляции.

К дефектам звука г,

встречающихся в речи детей, можно отнести следующее:

— сонантность – наиболее стойкий и распространенный дефект – 50%. Причину данного дефекта мы видим в отсутствии целенаправленной работы над этим звуком;

— пропуск звука (34%);

— замена на звук т

(16%). Данные дефекты не носили стойкого характера. Причину последнего можно рассматривать в оглушении звука г

при несформированном произношении его пары – звука к

.

Для звука б

был характерен один, но очень стойкий дефект – оглушение. Данный дефект также объясняется недостаточно планомерной работой сурдопедагога.

К следующей группе согласных звуков, анализ произношения которых был проведен в ходе нашего эксперимента, относятся звонкие фрикативные согласные з

и ж

, нормированное произношение которых предусмотрено программой. Как уже было указано, для данных звуков характерен очень высокий процент ненормированного произношения /48/ и считать их сформированными мы не можем.

Анализируемые звуки отличались множеством разнообразных дефектов.

Дефекты звука з

:

— пропуски звука (38%);

— оглушение (38%);

— замена звука з

на звук н(12%);

— замена звука з

на звук д(12%).

Дефекты звука ж

Перейти на страницу: 1 2 3 4