Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.

В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что членораздельность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков /5, 17/.

Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные варианты произношения звуков: правильное, дефектное, произношение с заменой, пропуск звука при произнесении того или иного слова или полное отсутствие звуков в речи [17, стр. 104]. Для удобства анализа произношения звуков мы ввели следующие обозначения: правильное произношение – Н; дефектное произношение – Д; замена звука – З; пропуск звука – П; отсутствие звука – О.

Произношение гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте нами было проанализировано произношение всех гласных звуков – а, о, у, э, и, ы,- что предусмотрено программными требованиями. Полученные данные по качеству произношения гласных звуков приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Показатели произношения гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).

Качество

Звуки

а о у э и ы

Н

Д

З

П

О

80 87 90 84 84 84

10 13 10 16 16 16

10 — — — — —

— — — — — —

— — — — — —

Из полученных данных мы видим, что для произношения звуков а, о, у, э, и, ы

характерны высокие показатели нормированного произношения (80% для звука а,

87% для звука о,

90% для звука у,

84% для звука э,

84% для звука и

и 84% для звука ы

). Из этого можно заключить, что работа над этими звуками была начата с первых лет обучения ребенка в детском саду и планомерно велась до последних лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Постоянное включение гласных звуков в работу позволило достигнуть хороших результатов в обучении детей произношению, невзирая на индивидуальные особенности детей и состояние их слуха.

При анализе дефектного произношения гласных звуков мы выявили один дефект, распространяющийся на все указанные звуки. Этот дефект составляет 12% и выражается в выкрикивании ударного гласного. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи сурдопедагога: чрезмерно громкое, утрированное произнесение ударного слога. Дети, подражая произношению взрослого, усвоили подобное дефектное произношение гласных звуков.

Также нами было выявлено нарушение норм орфоэпии – замена звука а

звуком о

. Например: слово попугай

произносилось детьми /пОпугай

/, слово кольцо

произносилось как /кОльцо

/. Больше всего таких замен было характерно для детей с большей потерей слуха, и вызваны они неправильным образцом речи педагога, а также возможно тем, что письменные таблички не всегда бывают правильно оформлены.

Также нами было установлено, что меньше всего ошибок в произношении гласных было допущено детьми при произнесении слов по подражанию. Это свидетельствует о стойкости дефектов произношения гласных звуков при самостоятельном произношении и при чтении, когда ребенок не может опираться на речь взрослого.

Подводя итоги анализу процесса формирования гласных звуков у дошкольников с нарушенным слухом старшего возраста, можно сделать следующие выводы:

1. Во II периоде обучения у детей с нарушенным слухом отмечается высокий процент нормированного произношения гласных звуков.

2. К основным дефектам произношения гласных звуков относится дефект, связанный с выкрикиванием ударных гласных, а также замена гласного а

на о,

в связи с невыполнением норм орфоэпии.

3. Положительное влияние на формирование гласных звуков оказывает:

— постоянное включение их в работу над произношением;

— нормированное, орфоэпичное произношение сурдопедагогом гласных звуков в различном речевом материале.

4. На формирование гласных звуков отрицательное влияние оказывают:

— чрезмерно громкое, утрированное произнесение сурдопедагогом гласных в ударных слогах;

— неправильное оформление письменных табличек, которые не отражают всех норм орфоэпии.

Произношение дифтонгов детьми с нарушенным слухом

старшего дошкольного возраста.

Дифтонги, или двойные звуки, бывают двух видов: нисходящие (ай, ой, уй, эй, ий, ый

) и восходящие (йа, йо, йэ, йу

) [24, стр. 56].

В ходе исследования нами было проверено произношение как нисходящих, так и восходящих дифтонгов. Мы установили, что для данной группы звуков характерен высокий процент дефектного произношения. Ненормированное произношение восходящих дифтонгов составило 60%, нисходящих – 40%. Процент дефектности произношения дифтонгов был одинаково высок как при самостоятельном произношении, так и при произношении по подражанию и при чтении, из чего можно сделать вывод о стойкости дефекта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4