Методика формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе

Словом, в основе этих приемов должен лежать с одной стороны возни­кающий, с другой - удовлетворенный интерес, что и является движущей силой развития последнего. Другое важное требование для этих приемов - возмож­ность использования их для преднамеренного создания перед детьми проблем­ных ситуаций, ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.

Мы предположили, что такими приемами могут быть следующие:

1. Работа с названием книги (произведения), выявление в ней загадочно­сти, проблемы.

2. Если к книге (произведению) есть эпиграф, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги (произведения) с после­дующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предположили по эпи­графу.

3. Сообщение интересных сведений об авторе.

4. В связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведении наблюдений в природе, постановке опытов побуждение де­тей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной кни­ге.

5. Чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг. При этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, «на самом интересном месте», вызвавшем стремление узнать «а что же дальше».

6. Организация такой практической деятельности детей, для успешно­го осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе. Например, поручение ухаживать за комнатными растениями вызывает необходимость узнать биологические особенности этих расте­ний, чтобы осуществлять правильный уход. Аналогичная ситуация скла­дывается, если в школе есть животные или животных по просьбе ребенка завели дома.

7. Применение различных форм занимательности, когда она «связана с ис­пользованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойст­вами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия», т.е. когда она выполняет роль стимулирующего средства.

Как видим, для всех приемов характерно то, что искусственно созда­ваемые внешние воздействия, находя благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировоч­ного рефлекса «что это такое?», «что это означает?», «что дальше?» и т.п., а вслед за ним и интерес к чтению научно-популярной литературы. При сис­тематическом их применении они закрепляют и совершенствуют этот инте­рес.

Наше экспериментальное исследование опиралось на следующие ведущие положения активизации внеклассного детского чтения:

-внеклассное чтение представляет собой вид познавательной деятельно­сти, который направлен на самообразование, развитие и воспитание учащихся;

- активизация чтения учащимися научно-популярной литературы о природе предусматривает методическую систему, обеспечивающую условия для развития познавательного интереса, выработку умений самостоятельной работы с книгой, применение на практике знаний, полученных при чтении такой литературы.

Экспериментальная методическая система включала:

1. Выбор учебных тем, который определялся наличием соответствующей по содержанию широко распространенной дополнительной литературы о при­роде и местом в планировании таким образом, чтобы эта литература в течение учебного года использовалась более или менее регулярно.

2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся.

3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов (см. выше), обеспечивающих стремление ребенка к чтению книг о природе.

4. Использование в качестве дополнительной и научно-популярной, и на­учно-художественной.

При выборе литературы о природе для дополнительного чтения учитыва­лись следующие факторы:

- связь с содержанием программы по природоведению, что обеспечивало воз­можность оперировать дополнительной информацией непосредственно на уроках;

- возможности использования этой информации для раскрытия причинно-следственных, в том числе и экологических связей;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5