Значение научно-популярной литературы о природе в развитии личности младшего школьника

Особую гордость за родной край вызывает у учащихся краеведческая ли­тература. С помощью такой литературы читатель осознает свой нравственный долг перед той природой, которая его окружает, осознает ее значимость, не­пременный стимул для гордости за свою малую Родину.

В процессе работы с научно-художественной и научно-популярной кни­гой у учащихся совершенствуется культура чтения. Культура чтения - это процесс творческий. Он связан с навыком правильного чтения. Качественные характеристики которого С.И. Поварнин сформулировал следующим обра­зом:

«1. Сосредотачиваться на том, что читаешь.

2. «Выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи.

3. «Охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает яс­ности и отчетливости своих мыслей.

4. Мыслить последовательно и осторожно - целое богатство, ничем не за­менимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образован­ности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чте­нию, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни.

5. Воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, - дар, о важности которого многие не подозревают» ( ).

Из перечисленных характеристик отчетливо прослеживается, что культура чтения проявляется в разнообразных способах мыслительной деятельности, а, следовательно, еще раз доказывается роль чтения, в том числе и чтения научно-художественной и на­учно-популярной литературы о природе, в развитии творческого мышления детей.

Культура чтения предусматривает формирование гностических, конструктив­ных, коммуникативных умений. Гностические умения включают в себя способность выделить главное, существенное, характерное и отбрасывать мелочи. Конструктив­ные умения - это краткие знания прочитанного в целом, выписки отдельных выска­зываний, метких выражений. Коммуникативные умения - это умение формулиро­вать вопросы к прочитанному, строить логически законченные сообщения, высказы­вать свое отношение к прочитанному, применять полученную информацию, творче­ские приемы автора в различных ситуациях общения (бытовых, на уроках при изучении соответствующего материала, в научных дискуссиях и т.п.).

Нельзя пройти мимо и такого важного значения научно-художественной и научно-популярной литературы о природе, как развитие речи, ее специфики, богатства, четкости, выразительности.

А.И. Калугин в своем исследовании отмечает еще одно положительное влияние научно-популярной литературы на учащихся. Прочитанная книга вы­зывает у некоторых из них стремление заняться практическим делом.

Чтение научно-художественной и научно-популярной литературы развива­ет в детях такие качества как целеустремленность, настойчивость, силу воли, личную ответственность за судьбу природы. Это последнее качество непосред­ственно связано с формированием экологической культуры.

Таким образом, использование научно-художественной и научно-по­пулярной литературы в учебном процессе является важным средством реализа­ции развивающего обучения.

Перейти на страницу: 1 2