Значение научно-популярной литературы о природе в развитии личности младшего школьника

Организация чтения учащимися научно-популярной и научно-художественной литературы тесно связана с процессом обучения, является его органическим про­должением и занимает видное место в развитии личности ребенка. Основополож­ник дидактики Я.А. Коменский советовал человеку, стремящемуся «к учености» ценить книги выше золота, так как они несут свет мудрости, являются связующим звеном между поколениями людей, поднимают общество из дикости и невежества. « .светом был бы озарен любой народ во всей своей массе, если бы он в достаточ­ной мере был обеспечен хорошими книгами» (21, с.129).

Коменский призывал читать книги, «полные вещей, а не слов». Думается, что в этом последнем высказывании Я.А. Коменский имел в виду познаватель­ные книги, книги, несущие читателю определенную информацию, каковыми и являются по современной терминологии научно-популярные книги.

Разбирая вопрос о значении чтения детьми научно-художественной и на­учно-популярной литературы о природе, мы и исходили из этих целей.

Прежде всего, чтение учащимися научно-популярной и научно-художест­венной литературы расширяет фонд их научных знаний, что положительно ска­зывается на развитии таких качеств личности как эрудиция, а вместе с ней и научное мировоззрение. Этот тип литературы, как уже отмечалось выше, явля­ется связующим звеном между школьным учебным предметом и наукой. Зна­чит, работа ученика с этой литературой постепенно вводит его в мир науки, знакомит с методами научных исследований. Но накопление в голове читателя научных сведений еще не свидетель его образованности. Важно, чтобы в про­цессе чтения развивались умения мыслить и распоряжаться приобретенными знаниями, развивались душевные силы человека и т.д.

Очевидно, что в неразрывном единстве с расширением и углублением зна­ний совершенствуются познавательные способности детей. В самом деле, чте­ние научно-популярной книги требует от ученика более сложной продуктивной познавательной деятельности. Научный стиль изложения изменяет процесс ус­воения информации: знания становятся результатом сложных мыслительных действий, размышлений, переосмысления ранее приобретенных знаний. В на­учно-популярных книгах учащиеся часто сталкиваются с новыми мало извест­ными им проблемами, знакомятся с разнообразными методами их решения.

Словом работа с научно-популярной книгой неразрывно связана с мышлением ребенка.

Читая такие книги, ребенок следит за ходом мысли автора, рассуждает вместе с ним, усваивает его способы исследовать проблему, доказывать и объ­яснять ее. Поэтому ученик, читающий научно-популярную литературу, отлича­ется более высоким уровнем мышления. Последнее характеризуется тем, что в данном виде деятельности выступает как продуктивный, исследовательский процесс, способный приводить к новым знаниям, к новым потребностям в этих знаниях. При чтении научно-популярной литературы приобретенные учащими­ся новые знания возбуждают пытливость, интерес к дальнейшему чтению, а значит, выступают как инструмент (метод) для получения новых знаний. Уча­щиеся приходят к самостоятельным выводам, что важно для выработки миро­воззренческих убеждений. Таким образом, работа с научно-популярной литера­турой отличается большой вариативностью способов умственных действий, а это, в свою очередь, является двигателем не просто мышления, а мышления творческого.

Первоначальным стимулом того, что ребенок берет читать научно-худо­жественную и научно-популярную книгу является его любопытство и любозна­тельность. В дальнейшем по мере удовлетворения любопытства и любозна­тельности идет становление, развитие и укрепление познавательного интереса, который постепенно дифференцируется в интерес к определенной отрасли на­учных знаний. Наличие же интереса является важнейшей качественной харак­теристикой личности и, одновременно, серьезным стимулом к самообразова­нию. Следовательно, работа с научно-художественной и научно-популярной литературой формирует потребности и навыки самообразовательной деятель­ности, что, разумеется, трудно переоценить.

Велико значение научно-художественной и научно-популярной литерату­ры в духовном развитии ребенка.

Признается, что более широкое воспитательное воздействие на читателя имеет научно-художественная литература. Но и научно-популярные произведе­ния играют в этом немалую роль.

Научно-художественная и научно-популярная литература содействуют формированию гражданско-патриотических мотивов отношения к природе, что, естественно, в комплексе с эмоциональным восприятием природы, понимани­ем, ее красоты формирует в человеке любовь к Родине, проявляется в личной культуре поведения человека в природе. Последнее является важнейшей каче­ственной характеристикой экологически образованной личности. Видное место в патриотическом воспитании читателя занимают книги о географических от­крытиях и географах-путешественниках. В них не только захватывающая ин­формация о том или ином географическом открытии, что уже само по себе цен­но для развития личности. В них описание трудностей походов, стремление преодолевать эти трудности ради идеи, ради возвеличения своей Родины. Гео­графы-путешественники - люди, как правило, с высокими гражданскими, нрав­ственными позициями, люди, красивые своей духовностью, что вызывает не­пременное стремление к подражанию. Географические открытия российских путешественников - В.И. Беринга, А. Никитина, Миклухо-Маклая, Н.М. Прже­вальского, И.Д. Черского и др. - по достоинству представляют гордость и славу России. Аналогично воздействие на читателя оказывают книги об ученых. Рос­сия по праву гордится именами ученых-естественников К.А. Тимирязева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, А.Е. Ферсмана и многих других.

Перейти на страницу: 1 2