Научно-популярная книга как тип литературного произведения

От научной литературы научно-художественная и научно-популярная отличается популярностью изложения научных сведений, эмоционально­стью, красочностью языка и иллюстративного материала. Вводимые науч­ные термины, как правило, объясняются. Все это делает научно-худо­жественную и научно-популярную литературу доступной для неспециали­стов. В научной литературе язык специфичен со свободным обращением терминологии, свойственной данной науке и понятный специалистам дан­ной отрасли. Часто информация передается с помощью символики - языком формул. Иллюстративный материал лишен эмоциональности и зачастую представлен лишь графиками и диаграммами. При необходимости включе­ния изобразительного иллюстративного материала, например, при характе­ристике разных объектов природы, при передаче каких-то способов деятельности, используются иллюстрации точные, реалистичные, почти фото­графичные. В научно-популярной и научно-художественной литературе часто наряду с реалистичными иллюстрациями применяются стилизован­ные.

Требование быть доступной широкому кругу читателей роднит научно-ху­дожественную и научно-популярную литературу с учебной. Однако от учебников она отличается тем, что:

- эта литература не должна обязательно соответствовать определенной программе, учебному плану, классу и т.д. Данный подход позволяет включать в научно-художественную и научно-популярную литературу информацию, кото­рая дополняет и развивает систему знаний, определенную школьной програм­мой, находит и использует связи между отдельными учебными предметами, да­ет читателям больше возможностей поиска истин, позволяет учитывать особые интересы и возможности определенных групп учащихся. Учебники же призва­ны обеспечить школьную программу и пишутся для всех;

- чтение научно-художественной и научно-популярной литературы не вменяется школьнику в обязанность, не регламентируется, не подлежит оценке, хотя и влияет на повышение уровня знаний по данному предмету. Для учебника же эти функции обязательны;

- учебники содержат определенный минимум сведений, а научно-художественные и научно-популярные произведения призваны расширять этот минимум;

- чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в от­личие от учебника осуществляется без специальной установки на запоминание;

- при одинаковом круге затрагиваемых вопросов научно-художественное и научно-популярное произведение длиннее учебного и научного.

Таким образом, научно-популярная и научно-художественная литература имеет свои специфические особенности и выполняет специфические, только ей свойственные функции.

Между научно-популярной и научно-художественной литературой трудно провести резкую грань. Ведущая задача тех и других произведений - популяри­зация научных знаний широкому кругу читателей, знакомство последнего с за­кономерностями науки, с методами ее исследования. Поэтому излагаемые в них сведения должны быть, прежде всего, научно достоверными. В них недопусти­мы антропоморфизм и телеология. Содержание обоих типов произведений должно соответствовать нормам общечеловеческой морали, помогать читателю в выработке идеала и нравственных убеждений.

С появлением научно-художественной литературы авторы научно-популярных книг стали серьезно работать над эмоциональностью языка, его образностью, простотой и доступностью, тем самым, сближаясь с научно-худо­жественной.

Очевидно, что научно-популярные произведения сложнее для восприятия учащимися, чем научно-художественные. Поэтому эффективная работа с науч­но-популярной книгой требует определенной предварительной подготовки, цель которой уточнение и обогащение опыта детей по данной проблеме, выяс­нение уровня понимания проблемы в целом и присущей ей терминологии.

В научно-художественной литературе в отличие от научно-популярной имеют место чувства, эмоциональные переживания, нравственные установки.

Как видим, научно-популярным и научно-художественным произведениям присущи определенные только им свойственные черты. Вместе с тем они обла­дают характеристиками, общими для всех литературных произведений. Следо­вательно, научно-популярные и научно-художественные книги представляют собой особый самостоятельный тип литературных произведений.

Перейти на страницу: 1 2 3