Научно-популярная книга как тип литературного произведения

На каждом этапе обучения полученные школьником знания не могут быть завершенными. Они нуждаются в дальнейшем развитии. Это развитие идет по вертикали от класса к классу в рамках обязательной программы. Здесь важней­шим источником информации являются учебники. Но учебники не всегда мо­гут полностью обеспечить учебный процесс. В самом деле, учебник не в со­стоянии отразить особенности природы и хозяйственной деятельности человека всех регионов России. Он не может успеть за развитием науки, так как коррек­тировки вносятся в него один раз в 3-4 года. Учебник не может удовлетворить разнообразные увлечения и интересы. В этих случаях немалую роль играет го­ризонтальная линия, линия самооборазования, где видное место принадлежит дополнительному чтению научно-художественной и научно-популярной лите­ратуры. Научно-популярная и научно-художественная литература постепенно ох­ватывала разные возрастные категории читателей. Немало издано такой литера­туры и для младшего школьного возраста.

Под влиянием потребностей совершенствовались и жанры. Первоначально для передачи научных сведений стал использоваться научный очерк с довольно академичным языком. Понятно, что такое изложение науки не могло удовле­творить нужды широкого круга читателей, неспециалистов в той или иной об­ласти науки. Академичность языка постепенно заменялась популярным изло­жением. Затем появились справочники, определители, энциклопедии. В по­следних, в алфавитном порядке раскрывалась основная сущность тех или иных понятий. Из научно-популярного очерка выделились научные произведения, в которые был введен сюжет, действующие лица. Так появился научный рассказ, научная повесть, научно-познавательная сказка. В эту группу, получившую на­звание научно-художественной литературы, были отнесены пословицы, пого­ворки, природные приметы, загадки. Перечисленные жанры научно-популяр­ной и научно-художественной литературы широко используются для передачи научных знаний и в наши дни.

Но что же такое научно-популярная и научно-художественная литература?

Большая Советская энциклопедия, таким образом, определяет эти типы литературных произведений.

«Научно-популярная литература - произведения о науке, ее творцах, пред­назначенные для неспециалистов в данной области знаний» (30, с.160).

«Научно-художественная литература - особый род литературы, рассказы­вающей о науке, научных исследованиях, «драме идей» в науке и судьбах ее реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публи­цистической и научно-популярной литературы. В отличие от научно-попу­лярной литературы научно-художественная литература обращается преимуще­ственно к человеческой стороне науки, к духовному облику ее творцов, к пси­хологии научного творчества, к философским истокам и последствиям научных открытий. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эсте­тической ценностью, призвана сочетать «общеинтересность» с научной досто­верностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала» (31,с.86).

Научно-популярная и научно-художественная литература является как бы переходной между научной и художественной и представляет собой сложный синтез науки и искусства на педагогической основе.

От художественной литературы она отличается ролью познавательного материала, который в научно-художественной и научно-популярной литературе стоит на первом плане.

Художественная литература - это человековедение. Предметом познания художественной литературы является жизнь общественного человека во всех ее проявлениях. В художественном произведении автор передает не столько опре­деленное содержание, сколько впечатляющий образ в широком смысле этого слова, который является основой эмоционального воздействия на чувства и мышление.

Поэтому художественное произведение должно быть и понятно, и прочув­ствовано читателем. В научно-популярной литературе на первый план, как пра­вило, выдвигается содержание. Отсюда вытекают и некоторые различия в про­явлении культуры чтения. Если при чтении научной и научно-популярной кни­ги на первый план выдвигаются организаторские навыки, то чтение художест­венной литературы требует определенного эмоционального развития личности, умения чувствовать слово и что «за словом», сопереживать, наслаждаться сти­лем автора и самим процессом чтения.

Перейти на страницу: 1 2 3