Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе

Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца. Чтобы учащиеся восприняли предмет или явление полно, правильно необходимо наблюдение сопровождать объяснением учителя. Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в «Великой дидактике» он пишет, что нужно создать для детей книжку с картинками, и такая книжка Коменским была создана. Это – «Мир чувственных вещей в картинках», где нашли практическое воплощение основные идеи великого педагога. Насыщая свою книгу материалом, доступным восприятию органами чувств, Коменский раскрывает необходимость работать не только с картинками книги, но и с самими предметами.

Все эти важные требования к обучению положили начало пересмотру деятельности учителя и учеников в учебном процессе. В системе Я. А. Коменского учитель и ученик выдвигаются, как активно действующие силы. Причем на первое место он выдвигает самодеятельность ученика. Учитель, по его мнению, не должен быть простым пересказчиком содержания учебника, а должен относиться критически к характеру учебного материала.

Таковы вкратце заслуживающие внимания основные положения учения Я. А. Коменского. Рассмотрим теперь их судьбу в истории начального естественнонаучного образования.

Как уже отмечалось, уставом 1786 года в 4 классе главных училищ была введена естественная история. Хотя в структуре современной школы четвертый класс относится к ее среднему звену, курс естественной истории 1786 года представляет для нас интерес как начальный этап естественнонаучного образования. Устав, введя в школы новый предмет, не определял его содержания. Эту задачу решил изданный для народных училищ учебник «Начертание естественной истории». Автором его был академик В. Ф. Зуев. Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре своего становления.

Зуев не оставил без внимания и методику преподавания естественной истории. В предисловии к своему учебнику он дает краткие наставления учителю, как преподавать естественную историю. Здесь рекомендуется добиваться понимания учебного материала, изучать предметы не со слов, а по натуре или, в крайнем случае, по ее изображению.

Зуев требует сначала изучать природу, близкую к школе: «А чтобы польза сего учения еще явственнее была в своей подробности, то каждое в наместничестве Народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений».

Как видим, в основу своей методики В. Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я. А. Коменского на преподавание, но он пошел дальше, освободив содержание школьного естествознания от религиозных измышлений. Таким образом, еще в конце 18 века были выдвинуты важные положения содержания и методики преподавания начального естествознания.

Однако состояние науки. Приступая к ознакомлению с тем или иным предметом природы, следует дать о нем сначала общее представление, а затем изучать его в деталях. Актуальными для нашего времени являются требования осознанности знаний, наглядности преподавания, создания кабинетов естествознания, а также преподавания естествознания на краеведческой основе.

В I четверти 19 века значительно усиливается влияние религии. Все чаще раздаются голоса о запрещении преподавания естественной истории.

Война 1812 года и ее исход усилили увлечение религией и в Европе. Немалое влияние на естественно-научное образование в России оказали труды шведского систематика Карла Линнея, получившие широкую известность в стране после 1804 года. Эти два фактора привели к тому, что на смену учебнику В. Ф. Зуева пришли книги, представляющие собой диковинный «конгломерат из религиозных назиданий, раскрывающих волю божию и линнеевской систематики». Учащимся нередко приходилось иметь дело с буквальными переводами «Системы природы» Карла Линнея. В добавок ко всему сказанному естествознание приноравливалось к изучению иностранных языков. Вопрос о методике преподавания естествознания в то время даже и не ставился. Дети заучивали наизусть бесконечные описания минералов, животных, а учителя лишь следили за точностью и дословностью изложения учеником этих описаний. Все это вместе взятое привело к тому, что реакционное правительство Николая I исключило естествознание из учебных заведений сначала циркулярным письмом 1824 года, а затем школьным уставом 1828 года почти на четверть века.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7