Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе

В России до Петра I учение сводилось к обучению грамоте и письму и носило частный характер. Петр I впервые учредил цифирные школы, предназначенные для обучения детей всех состояний. Никаких знаний о природе дети в этих школах не получали. Однако, и эти слабые ростки общего образования просуществовали недолго, и до 1786 года ученье продолжало оставаться частным делом. Но уже в этот период появляется и растет жажда истинных знаний о природе. Необходимо было решить вопрос о естественно-научном образовании. Этот вопрос блестяще разрешил М. В. Ломоносов. Он энергично выступил против боязни естественных наук, обращал особое внимание на большое практическое применение знаний о природе, горячо боролся за введение естествознания в русскую школу. Борьба Ломоносова за введение естествознания в русскую школу привела к некоторым переменам в народном образовании. Уставом 1786 года в России вводилась общеобразовательная школа, состоящая из двух типов училищ: малые 2-х годичные в уездных городах и главные 5-ти годичные в губернских городах. В 4 классе главных училищ преподавалась история. На структуру школьного образования, содержание учебных предметов и методику преподавания последних (в том числе и на содержание и методику преподавания естественной истории) большое влияние оказали идеи великого славянского педагога Я. А. Коменского.

Какова же суть этих идей, определивших народное образование в России в конце 18 века, в том числе и естественнонаучное образование. Не вдаваясь в подробности взглядов Коменского, обратимся лишь к тем из них, которые представляют интерес для становления методики преподавания естественных наук. Прежде всего Коменский ставит вопрос и обосновывает необходимость связи обучения и воспитания. Второе очень важное положение то, что обучение и воспитание должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Это положение явилось для Коменского одним из руководств деления народного образования на четыре ступени школы: 1) материнская школа (до 6 лет); 2) народная или школа родного языка (от 6 до 12 лет); 3) средняя школа-гимназия (от 12 до 18 лет); и, наконец высшая «академия и путешествие» (от 18 до 24 лет). Для каждой степени Коменский определяет содержание образования и воспитания. Так, в материнской школе ребенок должен получить ряд представлений о предметах окружающей природы, о своем теле и др. В народной школе, где, по его мнению, должны обучаться все, кот родился человеком, ученик должен получить первоначальные знания о некоторых явлениях природы, а также по сельскому хозяйству.

Программа ознакомления с окружающим миром на следующих ступенях значительно расширяется. Как видим, содержание образования и воспитания усложняется о ступени к ступени, оно строится «сообразно внешней и внутренней природе ребенка». Заметим здесь, что для нас представляет интерес лишь сама идея учета возрастных особенностей ребенка. Содержание же идеи Коменского о природосообразности обучения и воспитания не приемлемо. Большую ценность для становления методики преподавания естествознания имели разработанные Коменским общедидактические правила: в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому, учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Наиболее подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для постановки преподавания природоведения.

Осуществляя наглядное обучение учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6