Игра

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11–12 лет, захва­тывая часть школьного времени.

Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она при­носит и готовую, более чёткую организацию, определен­ный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще дет­ского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни обще­ственным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с опре­делёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное – с понятиями коллективного интереса и коллек­тивной дисциплины.

На всех трёх стадиях развития игры влияние родите­лей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет дру­гих руководителей. Но и на других стадиях влияние роди­телей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

– игрушка готовая, механическая или простая. Это – разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и пр.

– игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некото­рой доделки: разные картинки с вопросами, картинки раз­резные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

– игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

У каждого из этих типов есть свои достоинства и недо­статки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятель­ность воображения. Паровоз в руках мальчика настраи­вает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, забо­ту о кормлении и использовать. Родители должны сле­дить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действи­тельно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и лег­костью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вооб­ще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать, и бодрствовать, одеваться и раз­деваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь по­лезную работу в игрушечном царстве. Для детской фан­тазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто пе­ребрасывается с места на место, если его только тормо­шат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни обору­дованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится пе­ред ребёнком какая-нибудь задача – обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, кото­рую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разре­шении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отно­шении частей, а не простая вольная фантазия. А недоста­ток этих игрушек – в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта – различные материалы – представляют самый дешёвый и самый благодарный игро­вой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормаль­ной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть вы­сокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5