Игра

Чем же всё-таки отличается игра от работы ? Это отли­чие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психи­ческим усилиям, которые необходимы для работы.

Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от ро­дителей в деле руководства детской игрой. Первое, – это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка. Чтобы не отвлекала его целиком от обще­ственных целей. Второе – чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, по­степенным отвлечением ребёнка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой, выбором игры, помощью ребёнку в игре.

Приходится очень часто наблюдать неправильные дей­ствия родителей в деле руководства игрой. Эта непра­вильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и за­трудняется в постройке, отец или мать присаживается ря­дом с ним и говорит:

– Ты не так делаешь, смотри, как надо делать. Если ребёнок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит: – Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло? Ребёнок смотрит и видит, что у отца вышло действи­тельно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это де­лает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привы­кают преодолевать затруднения, самостоятельно доби­ваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Третьи родители считают, что самое главное заклю­чается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнооб­разными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие ро­дители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае – наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.

Первая стадия – это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допу­скает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игруш­ками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему воз­можность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя пере­шла во вторую стадию.

У некоторых детей раньше, у других позже это пред­почтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребёнку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обык­новенно этот переход происходит в виде повышения инте­реса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе детей во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5