Нравственное развитие ребенка

Необходимо отличать желание ребенка выяснить воп­рос, который у него появился, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не вы­годна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произно­шение слов и мало сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обык­новенно пустая болтовня взрослых и неумение обращать­ся и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ре­бенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произ­вольно, как придется, никогда не выясняя основания сво­их действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

.Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное тре­бование при семейном его воспитании. Необходимо пом­нить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной дея­тельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально исклю­чительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка сла­гаются представления, разъединением и сравнением ко­торых он уже вырабатывает себе критерий для своих дей­ствий. Если ребенок подмечает, что никакой последова­тельности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову .

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последователь­ным во всех своих действиях, за которыми ребенок посто­янно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдиво­сти среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и ко­торый к нему проще всего относится. Стоит только от­талкивать ребенка, если он высказывает подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последователь­ность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в при­вычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

Перейти на страницу: 1 2 3 4