Нравственное развитие ребенка

.Главные условия, необходимые для нормального разви­тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении .

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ­ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произво­ла в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Цель всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соеди­нять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состо­янии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблю­даемых им явлений и творчески предсказывать и прояв­ляться, в чем именно и выражается человеческая муд­рость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия челове­ка, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увели­чивать производительность лица и доводить ее до худо­жественного изящества. Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в кото­ром он находится; точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требу­ет непременно идеализации того, к чему она относится .

Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семей­ной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впослед­ствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкно­венно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечае­мое, приводя, по возможности, в причинную связь пос­тавленное требование и то, что его вызвало.

Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые. так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуж­дать усваивается также только постепенно. Без рассуж­дения невозможно отвлеченное мышление, а без отвле­ченного мышления невозможны волевые отправления че­ловека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. .Необходимо при­учить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в сво­их действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основа­ние своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соот­ветственные же действия со стороны окружающих.

Перейти на страницу: 1 2 3 4