Причины и условия преступности умственно отсталых подростков.

Когда человеком с детских лет усвоены необходимые мораль­ные правила, он увереннее проходит сложные перекрестки сво­его жизненного пути, легче преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.

Моральные нормы должны вырабатываться с дет­ства у ребенка, Если он растет свидетелем пренебрежения роди­телей к общественным интересам, в обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить неспра­ведливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость, жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в та­ких семьях вырастают нарушители?

Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, о которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонару­шению — это и повышенная эмоциональность, и впечатлитель­ность, неумение критически оценить побудительный мотив, стрем­ление к немедленному действию. Тем более необходимо учиты­вать прямое принуждение к совершению преступления или раз­личные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в группах подростков, где их психологические особен­ности приобретают уродливые формы: повышенная эмоциональ­ность превращается в невыдержанность, стремление к самоут­верждению — в цинизм. Особенно опасны организованные группы, центром которых является преступник-рецидивист.

Результативность воспитания несовершеннолетнего с нарушением интеллекта зави­сит от умения направить его интересы. Трудность в том, что для подростков характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов. Часть несовершеннолетних, напротив, проявляет устой­чивые чуждые обществу черты психологии. Наиболее трудная задача при воспитании несовершеннолетних с нарушением интеллекта — научить их правильно оценивать свои поступки, осо­знать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для этого необходимо развивать их нравственные в правовые воззрения как путем торможения всего отрицательно­го, так и путем развития положительного.

Таким образом, «критический возраст» подростка в сочетании с отрицательными влияниями микросреды может создать опасную ситуацию, которую в большей части случаев можно предвидеть и предотвратить.

(Васильев В.Л., стр.10-21)

Перейти на страницу: 1 2 3 4