Причины и условия преступности умственно отсталых подростков.

Основным механизмом правосоз­нания является речемыслительная деятельность человека. Од­нако это не означает, что при окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности. Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их исполнение.

Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида. Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок.

Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку.

Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе — для совершения различных правонарушений и преступлений.

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это пове­дение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное от­ношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. В этих случаях между правосознанием подростка и общественным правовым сознанием возникают противоречия. В ряде случаев эти противоречия становятся одной из главных причин преступления.

Ряд закономерностей

:

1. Правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.

2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на ко­торые он посягнул.

Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются данной личностью.

Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подрост­кового возраста, как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способ­ностей и в признании окружающих

В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная, стихийно сложившаяся подростковая группа. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне соци­ально значимой деятельности, направлены на достижение груп­повой интеграции и стимулируют асоциальное поведение под­ростков (употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т. д.), что в конечном счете приводит к преступлению.

Чтобы престижные мотивы и потребности подростков мог­ли быть реализованы в сфере социально значимой деятельнос­ти, необходимо расширить сферу интересов, круг возможных занятий подростков.

А. С. Макаренко писал: « .отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, ког­да ребенок начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое отношение, как некогда в патриар­хальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово „вор" .».

Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолю­бие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, фор­мируют у подростка ложное представление о нашей действи­тельности, приводят к возникновению антиобщественных навы­ков и привычек. К тем же последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей, родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не пойман—не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п., а также обман, очковтиратель­ство, нечестное отношение к труду, расхождение между слова­ми и фактическим поведением взрослых и многие другие отри­цательные явления, порой наблюдаемые подростками в окру­жающей среде.

Перейти на страницу: 1 2 3 4