Организация и методика исследования.

Учитель: Это какой мишка?

Ребенок: Маленький.

Учитель: Маленький мишка ходит, послушай: ТОП-ТОП. (высоким голосом).

Ребенок: ТОП-ТОП (повторяет за учителем).

Упражнение проводится с использованием движений. Учитель пытается мимикой передать разницу между большим и маленьким мишкой. Но, как пра­вило, дети не могут различить на слух и воспроизвести низкий и высокий голос.

Используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией груди (перекрестный, затем самостоятельный), обращается внимание детей на движение гортани вверх и вниз.

С теми из детей, кто справился с этим заданием, мы проводили еще одно упражнение, которое усложняется требованием воспроизвести звук высоким, средним и низким голосом.

Упражнение № 4. Оборудование: таблички; наглядный материал: схематичное изображение лестницы, буква А, вырезанная из цветной бумаги.

Учитель: Посмотри, это лестница

Это что? (предъявляется буква А).

Ребенок: А.

Учитель: Верно. Буква поднимается наверх. Посмотри Вот здесь. Послушай А _ (низким голосом).

Ребенок: пытается повторить. (Учитель помогает, показывая движением рук, что голос низкий, указывает на вибрацию гортани).

Учитель: Молодец. Посмотри: Буква здесь Послушай: А _ (голос средней высоты).

Ребенок: пытается повторить. (Учитель показывает руками, что голос выше. Помогает ребенку уловить разницу между низким и средним по высоте голосом.)

Учитель: Посмотри: здесь А _ (низким голосом), здесь А (средним голосом).

Ребенок: повторяет за учителем. (отраженно)

Учитель: Молодец! Посмотри: “А” наверху Послушай: А _ (высоким голосом).

Ребенок повторяет.

Учитель: Хорошо. “А” будет подниматься, а ты говорить: низким, средним и высоким голосом. (Показывает руками.)

Ребенок пытается говорить “А”, изменяя высоту голоса. Сначала сопряженно с учителем (если необходимо), затем отраженно и самостоятельно.

Силу голоса мы оцениваем субъективно, наблюдая за ребенком на занятиях и в процессе свободной игры. Для проверки умения изменять силу голоса детям предлагаются следующие упражнения.

Упражнение № 5.

Произнесение гласных тихо и громко. Гласные записаны на табличках о-тихо, О-громко.

Учитель: Будем говорить тихо и громко .

Посмотри: о – тихо. Послушай: о .

О – громко. Послушай: О _.

Ребенок: о _ О _ (сопряженно).

Учитель: Хорошо. Теперь сам. (Показывает ребенку то маленькое, то большое “О”.)

Ребенок: о _ О _

(Далее то же с другими гласными.)

Учитель: Молодец. (Показывает табличку.) Тётя Марина - скажи тихо.

Ребенок: Тётя Марина (или просто тётя) – тихо.

Учитель: Хорошо. (Отходит дальше от ребенка.) Скажи громко, чтобы я слышала.

Ребенок: Тётя. (Громко.)

Учитель: Молодец. Хорошо.

В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль за вибрацией гортани.

После этого упражнения мы усложняем задание. Детям предлагается постепенно изменять силу голоса.

Упражнение № 6.

Ребенку предлагается игрушка: самолёт.

Учитель: Что это?

Ребенок: Самолёт.

Учитель: Да, самолёт. Как он летает?

Ребенок: показывает, как летает самолёт.

Учитель: Верно! Послушай: У _.

Ребенок: (играет) У _.

Учитель: Посмотри, самолёт летит далеко: у_ (тихо). Близко: У _ (громко). Здесь (над головой ребенка – очень громко) У _. И улетает далеко у _ (тихо). Послушай: у_у у У _у_­­_у_у_.

Ребенок: произносит сопряженно с учителем.

Учитель: Молодец. Теперь сам. (Отдает игрушку ребенку.)

Ребенок: выполняет упражнение самостоятельно.

Если ребенок не может выполнить задание, ориентируясь на слуховое восприятие изменения силы звучания, учитель обращает внимание на последовательное, плавное изменение вибрации гортани и груди.

Перейти на страницу: 1 2 3