Организация и методика исследования.

Обобщение полученных данных в I главе послужило основанием для проведения нами эксперимента по изучению состояния голоса слабослышащих дошкольников.

Исследование проводилось на базе детского сада № 60 для слабослышащих детей Невского района.

Цель исследования: выявить особенности голоса слабослышащих детей дошкольного возраста.

Цель определила следующие задачи:

1. Дать общую оценку качества голоса слабослышащих детей.

2. Выявить особенности тембра голоса.

3. Дать характеристику высоты основного тона голоса. Обратить внимание на умение пользоваться голосом разной высоты.

4. Дать характеристику силы голоса. Выявить умение изменять силу голоса.

5. Отметить особенности речевого дыхания детей.

Таким образом в ходе исследования предполагается изучить состояние голоса слабослышащих детей (по трем основным его характеристикам) и отметить те умения и навыки владения голосом, которые должны сформироваться у детей за время обучения.

Методика исследования разработана, основываясь на рекомендациях Вильсона Д., Правдиной О.В., Рау Ф.Ф., Таптаповой С.Л., Фомичевой М.Ф.

Данная методика предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком контрольной группы.

В ходе исследования детям предлагается следующий материал: текст для чтения вслух и различные голосовые упражнения. Последовательность упражнений определяется уровнем их сложности.

Все задания выполняются с использованием ЗУА (индивидуальных слуховых аппаратов).

Перейдем к описанию методики исследования.

Исследование тембра проводится следующим образом: ребенку предлагается прочитать текст: рассказ из книги для чтения Б. Д. Корсунской “Читаю сам”, который дети уже изучали на занятии по развитию речи. Текст предъявляется на табличке.

Рассказ “Ломать нельзя”.

Вова построил кукле дом. Дом большой и красивый.

Петя прибежал и сломал дом. Вова сказал: “Ломать нельзя”.

Пете стыдно. Он сказал: “Извини меня, Вова”.

Высоту основного тона (учитывая рекомендации Д. Вильсона) мы оцениваем на материале длительного произнесения гласных звуков (“а, о, у, э, и, ы”).

Упражнение № 1.

Учитель: Будем петь А – долго. Посмотри, как я А .

Ребенок проговаривает сопряженно с учителем.

Учитель: Хорошо. Теперь ты один.

Ребенок произносит звук самостоятельно.

Если возникают затруднения (голос ребенка быстро затухает, он произ­водит дополнительный добор воздуха), мы используем тактильно-вибрацион­ный контроль. Внимание ребенка акцентируется на постоянной, плавной виб­рации гортани. Сначала используется перекрестный контроль, затем ребенок контролирует только себя. В тех случаях, когда голос срывается на фальцет­ный, используется дополнительный контроль за вибрацией груди.

Для определения устойчивости высоты основного тона ребенку предлагается счет от 1 до 10.

Упражнение № 2. Оборудование: игрушки: белка, корзина с орехами.

Учитель: Посмотри, кто пришел. (Показывает игрушку).

Ребенок: Белка.

Учитель: Верно. Белка.

Белка любит орехи.

(Предъявляется табличка.)

Как это?

Ребенок: показывает жестами, как белка ест орехи.

Учитель: Посмотри, я принесла белке орехи. (Достает корзинку с орехами). Сосчитай: сколько? Я буду выкладывать на стол, а ты считай. Громко. Чтобы я слышала.

Учитель выкладывает один за другим орехи.

Ребенок считает: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Учитель: Молодец. Собери орехи. Отдай белке.

Следующим проводится упражнение на изменение высоты голоса (высокий, низкий).

Упражнение № 3. Оборудование: игрушки, таблички.

Учитель: Кто это? (Показывает мишку).

Ребенок: Мишка.

Учитель: Верно! А это кто?

Ребенок: Мишка.

Учитель: Мишки одинаковые?

Ребенок: Нет.

Учитель: Правильно. Мишки разные

Это какой?

Ребенок: Большой.

Учитель: Большой мишка. Послушай, как он ходит: ТОП-ТОП. ( низким голосом).

Ребенок: (пытается повторить по подражанию) ТОП-ТОП – низким голосом.

Перейти на страницу: 1 2 3