Повышение эффективности формирования химических знаний школьников при использовании информационной технологии обучения

На третьем этапе(1997 - 1998 гг.) завершена экспериментальная работа, проведена обработка и анализ полученных результатов, внесены коррективы в разработанные программные средства, произведено уточнение теоретических положений, оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключается в том, что определены понятия “учебной информации”, “учебного информационного потока” и “информационной технологии обучения”, применяемого в дидактической системе, введена классификация наглядных средств; предложен и реализован целостный программно-методический подход, предназначенный для обучения химии, а также для контроля усвоения получаемых знаний учащимися; уточнено понятие “ППС контролирующего и обучающего типов” и рассмотрены различные подходы к их конструированию; выделены основные требования, предъявляемые к обучающе-контролирующим программам в соответствии с современным уровнем развития технических средств; доказана необходимость разработки нового курса химии для систематического использования информационной технологии и разработаны отдельные его фрагменты.

Практическая значимость исследования

состоит в разработке нового компьютерного курса химии и создании автоматизированной системы контроля (обучающе-контролирующих программ) и усвоения знаний на примере некоторых разделов курса химии средней школы, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ППС на современном этапе; в разработке методических рекомендаций по проведению уроков и индивидуальных занятий с использованием созданных программных продуктов.

На защиту выносятся:

1. Комплекс требований, предъявляемых к ППС контролирующего и моделирующего типов в соответствии с современным уровнем развития компьютерной техники и запросами средней школы.

2. Автоматизированная система контроля и усвоения знаний, обучающие и контролирующие программы с элементами моделирования по некоторым разделам курса химии средней школы.

3. Разработанные методические рекомендации по созданию и использованию компьютерных программ, предназначенных для обучения и контроля знаний и умений учащихся.

4. Критерии отбора материала курса химии, предназначенного для изучения с применением информационной технологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Разработанный применительно к IBM PC обучающе-контролирующий программный продукт создан на базе графической оболочки MV v.4.5 “Протекс” и оболочки Mathcad; апробирован в 854-й средней школе города Москвы (Зеленоград) и в 69–ой средней школе города Москвы (Строгино). Материалы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры; результаты докладывались на научных студенческих конференциях (МПУ, апрель, 1996, 1997 и 1998 г.г.), а также на XLV Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, май, 1998 г.) и в Российском университете дружбы народов (Москва, май, 1998 г.).

По результатам исследования опубликовано 11 работ.

Структура диссертации

. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы, иллюстрирована схемами, рисунками и диаграммами.

Основное содержание диссертации

Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8