К вопросу о некоторых онтологических и гносеологических аспектах ряда дисциплин, определяемых как методика

4. Одной из основополагающих установок нового подхода к подготовке педагогов должна стать идея разработки собственной манеры преподавания, неразрывно связанной с практической деятельностью. Опыт показывает, что реальное становление педагога происходит именно на практике — при обязательном условии, что человек имеет склонность и сильное стремление работать в этой области. Разработка собственной программы также является неизбежной, причем здесь важно подчеркнуть, что программа — лишь часть индивидуальной манеры преподавания педагога, и то, до какой степени она будет соответствовать так называемой общепринятой программе, зависит также только от него.**

5. Будущему педагогу, к сожалению, часто не хватает психологической подготовки. Нынешние курсы психологии и педагогики включают в себя что угодно (от истории психологии до абстрактных тестов на написание третьими лицами рассказов с заданными словами), но только не подготовку к общению с детьми и подростками. А как было бы полезно будущему преподавателю пройти через ряд максимально приближенных к жизни ситуаций с помощью, скажем, так называемых тренингов или же хотя бы узнать об упомянутом уже факте значимости яркости впечатления — применительно к урокам той же музыкальной литературы. И это отнюдь не «камень в огород» нынешних преподавателей-психологов: они, вероятно, тоже когда-то должны были изучать какую-то свою методику…

Итак, педагог определяется своей сущностью — любовью к своим ученикам, стремлением научить их, тонким понимаем их психологии, переживаний и, наконец, жизни (которая, заметим, пока еще очень и очень отличается от жизни нашей — об этом почему-то тоже часто принято забывать), а вовсе не умением создавать блестящие и бездушные учебные планы, программы и методические записки. К тому же, мы со всей очевидностью обнаруживаем, что методика, не подкрепленная постоянным практическим опытом* (а именно таково положение вещей в настоящий момент), фактически, зациклилась на самой себе.

Но если мысли, вынесенные нами в эпиграф этой главы, все же посещают иногда даже самых авторитетных методистов, то значит, не все еще потеряно, и у нас, к счастью, пока есть основания надеяться на лучшее.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., Тель Б.И., Циркин Б.М. и др. Физиология человека: Курс лекций: В 2 т.— Алма-Ата: Жана Арка, 1992.

2. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литера-туры в ДМШ.— М.: Музыка, 1984.

3. Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3: Сб. статей / Ред.-сост. Е. Царева.— М.: Музыка, 1981.— С. 168-192.

4. Лисянская Е. Экспериментальная программа по музыкаль-ной литературе.

5. Советский энциклопедический словарь / Ред. А. Прохоров.— М.: Советская энциклопедия, 1988.

Примечание 1.

При написании данной работы автор использовал ряд собственных конспектов по пройденным им методикам преподавания тех или иных дисциплин.

Примечание 2.

При оформлении концепции данной работы автор использовал собственные наблюдения, воспоминания, а также реальный опыт (в том числе — опыт преподавательской деятельности), намеренно избегая многочисленного цитирования и упоминания всевозможных источников.

* Здесь и далее под словом «методика» понимается весь ряд предметов, которые введены в учебный план многих высших и средних учебных заведений и ставят своей целью обучение тому, как нужно правильно обучать других. Названия же методик преподавания конкретных предметов будут оговариваться особо.

* Это определение дано С.Синяевой, одним из методистов Гнесинского училища в курсе методики преподавания сольфеджио, который велся в 1994-1995 учебном году на теоретическом отделении. Вообще, в нашей работе мы намерены обращаться к имевшим место примерам из жизни наряду с цитированием академических источников.

* Авторская пунктуация сохранена.

** Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3: Сб. статей / Ред.-сост. Е. Царева.— М.: Музыка, 1981.— С. 173.

* Автор заверяет, что он никоим образом не претендует на право использования данной идеи, в частности — на право разработки программы обучения. Если когда-либо какие-либо приверженцы введения этой так называемой «методики методик» в учебный план вузов будут где-либо упоминать о данной работе, автор обращается к ним с настоятельной просьбой отразить его крайне негативное отношение к идее, которую, к несчастью, ему выпало высказать первым.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5