Исследования зависимости уровня общей успеваемости младших школьников от уровня сформированности у них умений.

В ходе исследования зависимости успеваемости школьников от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться. Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.

Наиболее полно воплотившееся в опыте учителей-новаторов педагогика сотрудничества, нацеливает на искоренение существовавшего в школе в течении многих веков, принуждения к учению. Нужно научиться помогать школьникам формировать у себя могучие внутренние стимулы -–жажду и радость познания. В связи с этим воспитание культуры умственного труда приобретает особенно большое значение. Ведь если у школьников не формированы навыки учебного труда, если поэтому учебный труд является для них непосильно тяжелым и в значительной степени безрезультатным, внутренние стимулы к учению выработать невозможно.

Ключ к оптимизации учебно-воспитательного процесса –

формирование учебно-познавательных умений не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.

Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.

Для повышения эффективности учебного процесса требуется полномасштабно разработать и внедрить комплексную систему воспитания культуры умственного труда, охватывающую и учебную, и воспитательную работу, как в стенах школы, так и в учебном труде дома.

В развитии учебно-познавательных способностей учащиеся должны активно участвовать не только учителя и родители, но и сами школьники.

Повышение эффективности всей многогранной работы по обучению учащихся умению учиться – одна из самых главных предпосылок повышения качества образования.

[1] Пупский В.О. Азбука учебного труда –М: Просвещение ,1988,-с74:

[2] Бабаиский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе. – М, 1981, с.118.

[3] Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников./ Авт. сост. И.А. Лошкарёва – М.,1984, с.18.

[4] Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В.В. Краевского; И.Я. Лернера. - М,1983, с.146-147

[5] Пупский В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя М.: Просвещение,1988.

[6] Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе М: Просв-е,1961, с.-16.

[7] Шорохова Е.В. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для психологии мышления // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966, с.96.

[8] Л.В.Реброва «Памятка по анализу-синтезу//Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе-М.,1970, с.-101-102

[9] Л.К. Реброва Указ. Сочинения, с.102

[10] Зан А.З, Развитие умственных способностей младших школьников. – М: Просвещение1994, с. 36-44.

[11] Сухомлинский К.Р. Разговор молодым директором школы.// Избр. Просвещ.: К5Т. - Киев,1979,т.4,с.561.

[12] Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М: Педагогика,1981,с.5

[13] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика,1982,-с. 115-116.

[14] Сухомлинский К.А. Методика воспитания коллектива// Избр. Произведения: В5 ТТ. – Киев ,1979, т.1,с.76

[15] Крупская Н.К. За подлинно политехническую школу// Педагогические сочинения: В 10 т. –М 1959, т.3,с.457

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6