Исследования зависимости уровня общей успеваемости младших школьников от уровня сформированности у них умений.

Тест

на выявление способности обобщать.

Задания:

Сказка – былина

Жидкость – газ

Больница – врач

Любовь – доброта

Берёза – осина

3.

Тест

на выявление способности классифицировать.

Задания:

1.

дуб, дерево, ольха, тополь, ясень;

2.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён;

3.

молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша;

4.

смелый, храбрый, решительный, отважный, злой;

5.

самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.

Повторное тестирование учащихся слабой группы на выявление степени сформированности мыслительных процессов показало, что у всех этих учащихся удовлетворительный уровень развития умений выделять существенное, обобщать и классифицировать, так как все они выполнили правильно три и более заданий из предложенных.

Затем нами была сопоставлена общая успеваемость данной группы учащихся до, и после проведения с ними специально разработанных занятий по развитию логического мышления. Оказалось, что успеваемость этих учащихся заметно улучшилась, а также появился положительный настрой на учебный труд, интерес к учению.

Таким образом, выяснилось, что степень овладения мыслительными операциями тесно связана с уровнем успеваемости школьников, увеличение степени овладения операциями мышления приводит к улучшению успеваемости учащихся.

Следовательно, динамика овладения учащимися основными операциями мышления: анализом, синтезом, сравнением, умозаключением, классификацией и т.п., составляющими основу интеллектуального компонента умственного труда, прямо пропорциональна динамике успеваемости ученика.

Таким образом, вполне подтверждается наша гипотеза: от сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, от степени овладения мыслительными операциями, зависит уровень общей успеваемости школьников.

Следует отметить, что, по мнению большинства психологов, сензитивным периодом для формирования мыслительных процессов является период обучения в начальных классах, поэтому учителю начальной школы следует уделять особое внимание развитию логического мышления учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, проводить специально организованные занятия по формированию той или иной операции мышления, т.е. заниматься воспитанием интеллектуальной культуры, а также культуры умственного труда в целом.

Заключение:

В ходе исследования проблемы воспитания культуры умственного труда, мы основное внимание сосредоточили на двух вопросах:

1. педагогические основы воспитания культуры умственного труда;

2.

исследование зависимости успеваемости школьников от степени сформированности мыслительных процессов, составляющих основу интеллектуального компонента культуры умственного труда.

При характеристике педагогических основ воспитания культуры умственного труда мы установили, что культура умственного труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимают интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку

Текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.

Основным плацдармом воспитания культуры умственного труда является процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. Задача учителя – свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6