Занятия  посвященные знакомству с детскими фортепианными сочинениями К.Дебюсси И М.Равеля.

У.-К.Дебюсси охарактеризовал эту музыку следующими словами:"Дви­жение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света .эпизод шествия - ослепительное и химерическое видение, проходящее сквозь праздник и сливающееся с ним.Фон звучит беспрерывно это .смешение му­зыки со светящейся пылью"(цит.по 9,с.76).Как вы думаете, что за средс­тва помогают композитору создать в музыке обоих произведений настоящие звуковые картины?

Д.-Тембр.В симфонический оркестр входят разные инструменты и, благодаря их тембрам, создаются различные цветовые ощущения.

У.-В этих произведениях К.Дебюсси разнообразнейшее по приёмам, совершенно оригинальное красочное оркестровое письмо, которое пол­ностью выражает его утончённое и специфическое понимание колористичес­ких возможностей оркестра.Как импрессионисты-живописцы, достигшие по­разительных эффектов на основе теории чистых, "разделённых" цветов, так и К.Дебюсси стремится, чтобы на его оркестровой палитре перелива­лись краски без смешения тембров.Почти постоянно композитор указывает в нотах особые приёмы изменения тембра инструментов, требующие специ­ального звукоизвлечения.

Сейчас я предлагаю ещё раз определить соответствия музыкальных фрагментов описаниям композитора.

После прослушивания примеров в оригинальном исполнении все учени­ки благополучно справились с заданием.

У.-Почему в начале урока возникли разногласия, а сейчас вы все пришли к единому мнению?

Д.-Фрагменты в начале урока звучали на фортепиано, а в конце - в исполнении симфонического оркестра.Тембры его инструментов помогли нам правильно выполнить задание.

Последний урок был итоговым.Пытаясь создать у учеников цельное представление об импрессионизме, мы предложили им определить его особенности не только в музыке,но и в живописи.Урок начался с просмотра репродукций картин импрессионистов:"Уголок сада в Монжеро­не", "Бульвар Капуцинок в Париже", "Руанский собор вечером" К.Мо­не,"Бульвар Монмартр в Париже" К.Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе" А.Сислея.

У.-На прошлом занятии вы сказала,что главенствующую роль в карти­нах художников-импрессионистов играет сопоставление красок, отсутству­ет чёткая прорисовка линий.Что ещё общего между этими полотнами?

Д.-Действие всех картин происходит на природе - на улице, на бе-

регу моря,то есть на открытом воздухе.

У.-Художники- авторы увиденных вами произведений - любили рабо­тать на открытом воздухе.Выход из мастерской на пленэр навёл их на мысль, что живописец должен улавливать и передавать образы природы, возникающие только на основе впечатления.Суть нового творческого мето­да точно выразил Э.Мане:"Не создаётся пейзаж, марина(море), лицо, а создаётся впечатление от пейзажа, марины, лица".А что обращает на себя внимание в общей цветовой гамме этих картин?

Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других ­очень насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.

У.-Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи.Она

возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её

дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок.Так родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая предва­рительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться только теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные пят­нышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздуш­ности.

Д.-Ещё картины объединяет присутствие солнечного света.Самого солнца на картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9