Занятия  посвященные знакомству с детскими фортепианными сочинениями К.Дебюсси И М.Равеля.

У.-Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик".А теперь попытайтесь объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки "Зелёная змея"?

Д.-В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на музыкальных инструменах.В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия была очень звонкой, игрушечной.Она напомнила мне китайскую му­зыку,

У.-Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, ко­торая в Европе называется китайской.

Следующее произведение к которому мы обратимся, называется "Волшебный сад".Оно завершает сюиту.После прослушивания я попрошу вас ответить почему именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю сюиту?

(Cлушание пьесы "Волшебный сад".)

Д.-Музыка сперва спокойная, таинственная.Я представила себе сад из мультфильма "Аленький цветочек".Вокруг воё очень красиво: фонтаны, тропические деревья, но чего-то не хватает.И вдруг мы находим то. что долго искали - аленький цветочек.

У.-Да."Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным торжеством доброго, светоносного начала.

Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало подачу ученикам готового матариала.Дети с вниманием слушали, еспи что-то было непонятно - переспрашивали.Особенно живой интерес вызвала пьеса "Прин­цесса-дурнушка" и сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была написана.Ученики по характеру музыки самостоятельно определили страну, в которой разворачивается действие сказки и попросили прослушать это произведение повторно.

После ознакомления с фортепианными сюитами К.Дебюсси и М.Раве­ля по отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий музыкаль­ную викторину.Ребятам надо было написать название прозвучавшей пьесы и её автора.Приблизительно 65% детей справились с этим заданием пол­ностью,остальные - частично.Отсутствует отрицательный результат опро­са, а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой отклик.Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учени­ков о датских сочинениях К.Дебюсси и М.Равеля.Вот некоторые из них:

"Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала

добрые, светлые сказки.Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звон­кая, как детство."

"В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир прекрасен и не бывает плохих дней."

"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада-

ние нарисовать под музыку."

"У Дебэсси своя гармония,не похожая на музыку других композито­ров"

"Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе пришлась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Я думаю, она также понравилась и дочери Клода Дебюсси Эмме"

"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Она необычна, и как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на падающий в сумерках снег.Я давно уже заметила, что композитор сродни писателю, и ты, слушая музыку, как бы читаешь её.В этой музыке видна история и лично мне она напоминает одну из сказок Г.Х.Андерсена".

Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого.Он проходил в тех же классах.На занятиях данного цикла мы по­пытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в рамках которого они творили.Чтобы сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал - в частности, репродукции кар­тин художников-ипрессионистов.Через сравнение выразительных средств живописи и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников к осознанию не­коего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9