Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).

Микровывод

:

во время работы педагога с музыкой усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального “текста” (то есть музыки).

ТАКИМ ОБРАЗОМ,

в целом, анализ невербального поведения педагога на уроке музыки показал, что учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью на музыку преподносит им знания; используются умело прикосновения и улыбка, - как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения. Очень часто конфликтогенное слово “нет” заменяется покачиванием головы, а фразы типа “тише!”, ”замолчите!” успешно вытесняются жестом “палец ко рту”. Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов.

Сопоставление

анализа невербального поведенияпедагога и результатов

методики Фландерса.

1.

По методике Фландерса выделено 203 педагогических коммуникации, - анализ невербального поведения также говорит о большой роли невербальных компонентов во взаимодействии;

2.

в методике Фландерса ярко представлены следующие характеристики:

-

одобряет действия ученика, его поведение (пункт 2); на невербальном уровне это выражается: в одобрительном покачивании головой, активных, но ненавязчивых прикосновениях, улыбке, одобрительной интонации, поднятых кверху ладонях;

-

задает вопросы, основанные на своих идеях, с целью получить ответ (пункт 4); невербальное поведение подтверждает это, так как вопросы задаются в доброжелательном тоне, часто иллюстрируясь жестами;

-

ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена (пункт 8). Поведение детей богато невербальными компонентами: иллюстративная функция жестов, телодвижений и мимики (передача настроения, внутреннего содержания музыки, а также собственные эмоции). Педагогом и детьми широко используется прием эмоционального сопереживания (эмпатия) как средство для более глубокого осознания музыкального содержания.

Микровывод.

Результаты сравнительного анализа двух методик показали, что 2 основных вида педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный) существуют вместе, взаимопроникая и гармонично дополняя друг друга.

На заключительном этапе

исследования:

1.

для проведения качественного анализа отношений детей к различным формам работы, используемым на уроках музыки (пение, слушание музыки, движения под музыку, игра на инструменте, изучение нот, рисование и др.),была проведена методика неоконченных предложений.

Ребятам предлагалось закончить каждое из трех предложений. Анализ результатов показал следующее:

1.

Больше всего на уроках музыки детям нравится:

n петь (9 чел.)

n слушать музыку (8 чел.)

n рисовать (3 чел.)

n слушать рассказы (2 чел.)

n учить ноты (1 чел.)

n отвечать (1 чел.)

n некрасивая музыка (1 чел.)

n получать пятерки (1 чел.)

2.

Иногда на уроках музыки детям не нравится:

n петь (6 чел.)

n рисовать (4 чел.)

n отвечать (2 чел.)

n когда не спрашивают (2 чел.)

n писать в тетрадке (1 чел.)

n слушать музыку (1 чел.)

n играть (1чел.)

n учить инструменты (1 чел.)

n замечания (1 чел.)

n писать ноты (1 чел.)

n когда не получается (1 чел.)

n когда мы играем героев (1 чел.).

3.

Детям хотелось бы на уроках музыки:

n чтоб нам рассказывали истории (1 чел.)

n играть на инструменте (9 чел.)

n получать хорошие отметки (1 чел.)

n музыкальные приключения (1 чел.)

n петь песни (4 чел.)

n играть оперы (1 чел.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7