Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).

В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств.

Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1.

Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса:

1)

показатель общительности, доброжелательности(фактор А)

связан с проявлениями:

-решительности, социальной смелости,

непринужденности (фактор Н);

-тревожности, озабоченности(фактор О)-

отрицательной связью, то есть, чем общительнее ребенок, тем он проявляет себя более решительным и менее озабоченным;

2)

показатель высокой степени сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний (фактор В) связан со свойствами:

-нетерпеливость, активность, легкая возбудимость (фактор D), что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста;

-независимость, доминантность, напористость (фактор Е), то есть, чем выше интеллект и больше объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист;

3)

показатель уверенности, спокойствия и стабильности (фактор С) имеет связь с проявлениями:

-добросовестности, исполнительности, ответственности (фактор G), то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и ответственный;

4)

показатель нетерпеливости, активности, легковозбудимости (фактор D) связан со свойствами:

-добросовестности, ответственности (фактор G) - отрицательной связью;

-высокого самоконтроля, хорошего понимания социальных нормативов (фактор Q3) отрицательной связью, то есть, чем нетерпеливее и активнее ребенок, тем он менее ответственен и имеет меньший самоконтроль;

5)

показатель доминантности, независимости, напористости (фактор Е) связан со следующими проявлениями:

-склонность к риску, храбрость, беспечность, веселость (фактор F), то есть более независимый ребенок - он более храбрый и более склонен к риску;

6)

показатель добросовестности, ответственности, исполнительности (фактор G) связан со свойствами:

-чувствительность, нежность, зависимость от других (фактор I);

-напористость, раздражительность, фрустрированность (фактор Q4) - отрицательной связью, то есть, добросовестный ребенок в данном классе более чувствителен и менее напорист и раздражителен;

7)

показатель социальной смелости, непринужденности, решительности (фактор Н) связан с проявлениями:

-тревожности, озабоченности, полный мрачных мыслей (фактор О) - отрицательной связью, то есть, решительный, непринужденный ребенок - безмятежный, спокойный и оптимистичный;

8)

показатель чувствительности, нежности (фактор I) связан с :

-высоким самоконтролем (фактор Q3), то есть нежный ребенок лучше умеет осуществлять самоконтроль.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,

анализ корреляционных связей показал, что наибольшая нагрузка “падает” на фактор D (нетерпеливый, активный, легко возбудимый), который имеет 3 связи; а также на фактор G (добросовестный, исполнительный, ответственный), который имеет 4 связи; то есть, нетерпеливые, легко возбудимые дети в данном классе имеют высокую степень сформированности интеллектуальных функций, они, зачастую, бывают безответственны и имеют низкий самоконтроль, что, вероятно, связано с особенностями младшего школьного возраста; вместе с тем, добросовестные, исполнительные ребята более уверены в себе, спокойны, более чувствительны и зависимы от окружающих, также они более невозмутимы, расслаблены, флегматичны и сдержанны.

КРОМЕ ТОГО,

была рассмотрена взаимосвязь личностных свойств с социальным статусом детей (учебный статус и эмоциональный статус). Результаты исследования представлены на рис.2 и рис.3.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6