Комплексный подход к преодолению заикания.

Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обу­чения. В психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестив­ную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная трени­ровка). https://incosting.ru оценка автомобиля для наследства и нотариуса.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражает­ся в использовании разнообразных игровых приемов, красочно­го дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипноти­ческого сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воз­действия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается со­стояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В даль­нейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, осо­бенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыха­ния, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, исполь­зуют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смо­ленский). Они представляют собой тренировку не­рвных и психических процессов, укрепление активности и воли.

Все виды психотерапии заикания направляются на устране­ние психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающи­ми; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Педагогическуючасть

комплексного подхода составляет кор­рекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая вклю­чает систему логопедических занятий, воспитательные меропри­ятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррек­ционно-педагогических мероприятий, направленных на гармонич­ное формирование личности и речи ребенка с учетом необходи­мости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществля­ется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопе­дическое воздействие реализуется во время групповых и инди­видуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматри­вают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в слу­чае необходимости развитие слухового внимания и фонемати­ческого восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствова­ние грамматического оформления фразы. На занятиях у заикаю­щихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично разви­тую личность.

Перейти на страницу: 1 2 3