История развития теорий об эмпатии.

Сам термин пришел в научную психологию в начале XX века из фило­со

фии словом " эмпатия',

Э.Титченер перевел немецкое слово- "вчувствовать­ся в … Он обобщил развивающиеся в философской традиции идеи о эмпатии с теориями вчувствования Э. лиффорда и Т.Липпса Затем тер­мииом » эмпатия" Т.Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства.объектов пр ир оды, а позже и человека.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует доста­точно много обзоров литературы по проблемам эмпатии.истории развития представлений о ней в философии и психологии ( Борисенко.Гаврилова. Джркаэян и др.)

Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками опреде­лений и подходов к ее изучению,различают эмоциональную эмпатию,ос­нованную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого человека.когнитивную эмпатию.базирующуюся на интел­лектуальных процессах ( сравнение,аналогия и т.п и предикативную эмпатию »п роявляющуюся как способность человека предсказывать аффек­тивные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - пережива­ние субъектом тех же эмоциональных состояний,которые испытывает дру­гой человек,через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.

Предлагаются модели эмпатийного процесса. стадии.этапы,уровни.ме­ханизмы.Многозначимость термина " Эмпатия4 порой заставляет исследовате­лей использовать более однозначные,по их мнению понятия п идентифи-

кация " сопереживание", "конгруэнтная эмпатия" и др.

Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным. он означал процесс вчувствования.т.е. эмоционального проникновения в состояние другого.

В концепциях эмоциональной эмпатии ( Гавриловой Т.П Стрелковой Л.П. и др.) говорят о различных видах эмпатии,которые иногда интер­претируются как уровни эмпатии:

L Ответная эмоциональная

реакция по типу заражения,примитивная эмоциональная идентификация.

Z, Сопереживание и сочувствие как более сложнее формы сочувствия в эмоциях другого,разделения их.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее вре­мя немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в на­чале 70-х годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были по­священы роли эмоционального компонента в общении и социальном позна­нии. В контексте целостного акта общения

Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила две формы эмпатии:

сопереживание ( низшую. первичную

форму) и сочувствие

( высшую фор­му).

Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии явля­ется сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более опосредованной раздумьями по поводу состояния другого че­ловека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказы­вается другая сторона эмпатии – сочувствие. Сочувствуя человеку ,лич­ность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания. и свое отношение к объекту эмпатии ,а также и способ вы­хода из ситуации ,которую она наблюдает. Сочувствие, помимо его боль­шой осознанности и обобщенности отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали.

Очень часто роль эмпатии , в которой необходим интуитивно-эмоциональный элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию расценивают, как «эффективное подражание».Отмечают ,что она может вызвать пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему .Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка подлинного содержания души

человека на основе результатов регулируемой деятельности ( совместный труд, учение, сов­местная игра, разговор).

В зависимости от того насколько велик и систематизирован опыт об­щения человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у него возникают, когда он пытается представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют действительности.

В исследовании по проблеме общения и межличностного познания из­вестного советского психолога А.А. Бодалева обнаружилось, что у лиц даже достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми. Эмпатия может проявляться недостаточно ,и не у всех, и при этом может быть неадекватная оценка и понимание переживания тех, с кем они взаимодействуют.

Перейти на страницу: 1 2