Обследование артикуляционной моторики в структуре диагностики произносительных дефектов.

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дислалией и дизартрией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.

Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов. При дислалии, наряду с изучением умения произношения звуков и состоянием сформированности фонематического восприятия, обследуется состояние артикуляционной базы: моторики и строения органов артикуляции.

Структуру произносительных нарушений при дизартрии составляют: синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушения речевого дыхания, а также нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства. Поэтому обследование звукопроизношения включает в себя:

· обследование речевой моторики, то есть состояние мимической, жевательной мускулатуры, подвижность органов артикуляции, строение и анатомические особенности;

· обследование речевого дыхания;

· обследование состояния органов голосообразования;

· непосредственно произношение звуков по общепринятой методике.

Таким образом структура обследования звукопроизношения определяется структурой самих дефектов произношения. Более детальное, глубокое обследование необходимо при дизартрии, так как этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикул моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией.

При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппарата нет, а в ряде случаев артикуляционные нарушения отсутствуют вообще. Несформированными оказываются специфические движения органов артикуляции, или фонематический слух, либо имеются дефекты в строении органов речевого аппарата.

Обследование состояния двигательных функций артикулярного аппарата начинать следует с:

1) наблюдения за состоянием мимической и жевательной мускулатуры: сначала в состоянии покоя, а затем при выполнении различных движений.

В состоянии покоя отличают следующее:

· выраженность носогубных складок, их симметричность;

· характер линии губ и плотность их смыкания;

· наличие или отсутствие насильственных движений (гиперкинезов)

Обследование двигательных функций проводиться при различных нагрузках и многократном повторении. При многократных движениях может появиться слюнотечение, которое сопутствует дизартрии, или выявятся стертые формы пареза.

При обследовании состояния мимике ребенка дается общая характеристика: живая, вялая или напряженная мимика; отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. При неполноценности выполнения фиксируется время включения в движение, его истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, а также появление синкенезий.

Для изучения состояния мимической, а также жевательной мускулатуры в движении выполняются следующие упражнения:

· нахмурить брови – «гнев»;

· поднять брови – «удивление»;

· слегка сомкнуть веки;

· прищурить глаза – «яркое солнце»

· закрыть глаза (оба, попеременно левый, правый);

· плотно сомкнуть веки – «стало темно»;

· оскалить зубы;

· сжать зубы;

· придать губам такое положение, как при игре на духовом инструменте;

Перейти на страницу: 1 2 3 4