Специфика работы с одаренными детьми.

При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.

О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.

Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.

Что же это за качества ?

Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).

Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.

Планирование последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.

Словесное замещение предметных игровых действий.

Попытки выразить отношение к игровому персонажу.

Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь границу между игрой и искусством, если не создать определённых педагогических условий.

Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления, развития их речи.

При работе с одарёнными детьми:

Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя.

Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.

Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.

Учёба должна приносить ребёнку удовольствие

Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно.

Поощрение настойчивости, активности.

Не снижать самооценку ученика

Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.

Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.

Меняешься и сам. При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.

Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.

Перейти на страницу: 1 2