Возможные направления профилизации и структуры профилей.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеоб­разовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе раз­личных наборов базовых общеобразовательных, профильных пред­метов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, созда­ния новых моделей общего образования.

В качестве примера реализации одной из моделей профильно­го обучения предлагаются варианты учебных планов для четырех возможных профилей: естественно-математический, социально-эко­номический, гуманитарный, технологический. Следует отметить, что возможно такое построение образовательного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных предметов дадут самые различные формы профилизации: для общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп уча­щихся.

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего обра­зования. Если модернизация образования предусматривает введе­ние института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образо­вания, то, очевидно, объективность и реализуемость подобной систе­мы может быть обеспечена только введением соответствующих об­разовательных стандартов не только для базовых общеобразователь­ных, но и для профильных общеобразовательных предметов.

В связи с этим профилизация обучения в старшей школе дол­жна быть прямо соотнесена с вводимым единым государственным экзаменом.

Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования)

Курсы по выбору

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит вы­пускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в от­ношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного простран­ства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

- увеличить часы вариативного (школьного) компонента Ба­зисного учебного плана в выпускном классе основной ступени об­щего образования;

- при организации обязательных занятий по выбору ввести деление класса на необходимое число групп;

- образовательным учреждениям использовать часы вариатив­ного компонента, прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.

Перейти на страницу: 1 2