Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет основным у них является зрение.

Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.

Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней.

В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.

Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских садах. Мы считам, что разработанная система занятий может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся педагогических вузов.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Вот что говорит по этому поводу опытный педагог:

«Как-то весной на нашем участке появились небольшие бугорки - это муравьи начали свою работу. Не успела я с детьми расставить игрушки на веранде, как Катя протягивает мне помятых, безжизненных муравьишек. Зову всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой - крошку. Помогают друг другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: "мал да удал".

Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными.

Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки от почек. Наклоняю осторожно веточку, предлагаю рассмотреть ее. Рассказываю детям, как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили они чешуйки-шубки и потянулись навстречу солнцу, "заулыбались", заблестели. Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий весенний ветерок играет с ними.

В следующий раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю детям стихотворение А. Бродского "Солнечные зайчики". Утром, на прогулке, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Солнце своими лучами разбудило природу, раскрасило небо в красные, желтые, розовые цвета. Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером на прогулке наблюдаем, как садится солнышко за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое просыпается. В траве дети заметили блестящую на солнце паутинку. Зовут меня, подхожу, предлагаю понаблюдать. Кто же здесь живет? Чуть трону паутинку стебельком. Сразу же выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал паутинку - сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутинку.

Перейти на страницу: 1 2