Владение связной речью

Под связной речью принято понимать такие раз­вернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школь­ного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необ­ходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятель­ной практической деятельностью ребенка в процессе ко­торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связ­ная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепен­но формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содер­жанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рас­сказах" выражены слабо или даже полностью отсутству­ют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, пе­редают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого во­ображения, благодаря чему рассказ о реальных событи­ях может "обрастать" какими-то дополнительными дета­лями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетны­ми. Описательный рассказ заключается в простом описа­нии реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет ника­ких событии, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост ." В сюжетном рассказе имеют­ся завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и заверше­ние "происшествия", или так называемая развязка; собы­тия здесь должны передаваться в определенной времен­ной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.