Самостоятельная работа учащихся и работа под руководством учителя в кабинете иностранного языка во внеурочное время на основе опыта учителей.

Важным средством повышения интереса у школьников к самостоятельной работе является проблемный характер заданий. Пример такой самостоятельной работы предлагает нам Р. П. Бормашенко. Она считает, что большой воспитательный эффект заключает в себе газета. В газете содержится информация о текущих событиях, о том, что знакомо учащимся. Она формирует у школьников умение самостоятельно ориентироваться в газетном тексте, работать с ним. При рассказе какой-либо статьи они овладевают необходимыми речевыми образцами:

§ I’ve read the article …

§ The article carries material about…

§ The writer pays attention to …

В организации самостоятельной работы, в частности при работе с газетой, очень важно учитывать принцип последовательности и посильности. Н. Г. Кривоносенко начинает знакомить учащихся с газетой уже в 7 классе. В начале ребята рассматривают фотографии, читают подписи к ним. Из класса в класс задания постепенно усложняются. Важно, чтобы сами дети испытывали желание читать журнал или газету. Для этого в кабинете следует использовать журнальный столик, чтобы каждый желающий смог найти себе интересующий материал. При чем журналы следует обновлять.

Недостатком в организации внеурочной работы является то, что школьникам нередко даются задания или упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Чтобы избежать этого, необходимо давать учащимся образцы или примерные фразы для последующих ответов на вопросы учителя о прочитанном материале.

Так, например, Л. А. Прокопьева в своем учебном процессе использует переписку школьников со школьниками, являющимися носителями языка. В ее кабинете оформлен специальный стенд. Здесь даны рекомендации по внешнему оформлению письма, приведены образцы его начала и концовки, выражения просьбы к партнеру по переписке, выражения благодарности и извинения. Чтобы придать переписке целенаправленный характер, учитель рекомендует темы. Например, в 4 классе: расскажи другу по переписке о своей школе, расспроси об этом своего друга и тому подобные. А на уроках она использует выдержки из писем при повторении изученных речевых образцов, при обучении восприятию текста письма на слух и умению вести беседу по его содержанию. Иногда благодаря этой переписке, школьники осознают, что им нужно научиться читать, понимать написанное, то есть знания и умения, которые они приобрели в ходе работы по теме, могут пригодиться им в жизни.

Большое значение самостоятельной работе придает Р. Л. Кадыкова. Различные мероприятия, ставшие традиционными, - результат большой внеклассной работы по иностранному языку и доверие старших к младшим. Учащиеся шестых классов приглашают пятиклассников на подготовленный ими вечер. Для этого они подбирают материал, готовят выступление.

Учителя И. М. Мольберг, О.В. Стригновская при изучении иностранных языков обращаются к театру, как одной из форм активной внеклассной работы. Все актеры – учащиеся младших и средних возрастных групп. Часто они объединяют несколько маленьких пьес с общей тематикой в единый сценарий. Разбор пьесы не занимает много времени, но оказывается очень полезным: дети входят в мир своих героев, им становятся понятны характеры всех персонажей. Участие в театре учащимся помогает совершенствовать навыки письма и говорения. Отмечается такой феномен как то, что школьники во время репетиций выучивают не только свою роль (иногда очень большую), но и роль своих товарищей. Видимо, этому способствуют условия коллективного творчества. У детей возникает естественное желание понять и запомнить слова своих партнеров, глубже осмыслить свои реплики на сцене.

Перейти на страницу: 1 2 3 4