Память

Впечатления, которые человек получает об окружающем ми­ре, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Ру­бинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше про­шлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[19]

Память лежит в основе способностей человека, является ус­ловием научения, приобретения знаний, формирования уме­ний и навыков. Без памяти невозможно нормальное функцио­нирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царст­ва и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хра­нению и воспроизведению жизненного опыта.[14] Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведе­ния есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по на­следству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспро­изводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приоб­ретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое дру­гое живое существо в мире. У человека, в отличие от животных, есть речь как мощное средство запоминания, спо­соб хранения информации в виде текстов и разного рода техни­ческих записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства со­вершенствования памяти и хранения необходимой информа­ции находятся вне его и одновременно в его руках: он в состо­янии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Пер­вая связана с широким волевым контролем запоминания, вто­рая — с употреблением логики, третья — с использованием раз­нообразных средств запоминания, большей частью представ­ленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память челове­ка можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохра­нения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей струк­туре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у раз­ных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долге хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Образы тех предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее, называются представлениями памяти.

Представление – итог всех прошлых восприятий данного предмета или явления. Образ вашей матери – итог всех пошлых восприятий её. Представление может быть обобщенным образом не только единичного предмета, но и целого класса аналогичных предметов.

Можно представить пирамиду, треугольник, кокой-то вид животного. Это будет обобщенный образ целой группы однородных предметов. Обобщенные представления играют чрезвычайно важную роль в формировании понятий – важных элементов мыслительной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2