Планирование целей урока.

На отработку практических умений ставить цели уроков были направлены дополнительные усилия педагогов кафедры педагогики университета. Для этого, начиная со второго курса, рассматриваются психологические аспекты каждой из трех целей занятий в рамках дисциплины «Общая психология»; подробно проводится педагогический анализ проблемы определения воспитательной и развивающей целей с учетом двухстороннего характера деятельности педагога и обучаемого; на старших курсах студенты составляют реальные планы уроков и проводят по ним уроки в своих группах в виде деловой игры, практически отрабатывают педагогические умения и навыки. Темы уроков студенты выбирают заранее, составляют проект и план проведения урока, выбирая метод проведения в зависимости от природных задатков и развитых способностей, тем самым показывают свой стиль деятельности. Кто хорошо умеет чертить и рисовать – информацию, в основном, выдает графически, используя словесно-наглядный метод; студенты, умеющие хорошо составлять проблемные задания, урок проводят с элементами

проблемности и т.д.

Остальные студенты группы играют свои роли: инспекторов, учеников, нарушающих дисциплину, отстающих в учебе; учеников, задающих каверзные вопросы. Студенты, которые проводят уроки, заранее консультируются с преподавателями методики, ведущих дисциплин: «Тракторы и автомобили», «Сельхозмашины» и др. После проведения уроков обязательно проводится «инспекторский» разбор, где дается анализ каждого момента урока, отмечаются положительные стороны и указываются недостатки, даются дружеские советы, выставляется оценка за проведенный урок. Методика проведения урока студентом показывает, какой индивидуальный стиль формируется у него. Игра – дело серьезное, и студенты серьезно относятся как к подготовке урока, так и к его проведению.

Студенты- обучаемые тоже входят в роль, и нередко преподавателю методики приходится вступать примиряющим посредником между «учащимися» и «преподавателем». Бывают ли неудачно проведенные уроки? Да, бывают. Причины этих неудач, как показывает практика, следующие:

1) плохая подготовка материальной базы урока;

2) отсутствие навыков разговорной речи;

3) стеснительность и неумение выступать перед аудиторией;

4) выбор метода обучения не по способностям;

5) плохое знание материала студентом и др.

Когда занятие ведет студент старшего курса, то нет давления авторитета, зато у студентов 2-го курса появляется желание проверить знания самого «преподавателя», задать ему «каверзный» вопрос. Это помогает обеим сторонам: студентам старших курсов – глубоко изучить преподаваемый материал, а студентам второго курса проявлять неподдельный интерес к предмету, совершенствовать умение задавать вопросы. Задача педагога состоит в том, чтобы руководить процессом становления индивидуального стиля деятельности у студентов старших курсов, зная, что жизнь спрашивает у специалиста не то, что он изучал, а то, чему научился и что умеет делать.