Формирование индивидуального стиля.

Индивидуальный стиль деятельности формируется у студентов только тогда, когда они, изучив обычные, широко применяемые способы выполнения работ, заданий, начинают самостоятельно выполнять новые задания в других условиях. Роль преподавателя в таких случаях сводится к тому, что - бы показать различные способы выполнения заданий в зависимости от накопленного опыта и способностей. К числу таких самостоятельных работ мы относим уже известные и апробированные в технических вузах страны:

1) организацию обратной связи с аудиторией путем ответа на вопросы, требующие интуитивного решения, поиска доказательств, усвоения изложенного материала;

2) доказательство студентами предположений, непосредственно вытекающих из определений или ранее открытых фактов;

3) использование на лекциях проблемного метода обучения;

4) введение факультативных курсов, направленных на углубление знаний по будущей профессии, на расширение кругозора;

5) технические или педагогические семинары, на которых обсуждаются выполнение индивидуальных заданий, сообщения студентов;

6) курсовые проекты (работы) под руководством преподавателей разных специальностей;

7) курсовые проекты (задания), выполняемые группой студентов;

при этом моделируется работа проектного подразделения; задания между студентами распределяются в зависимости от способностей и стиля деятельности;

8) курсовые проекты по реальным темам, решение реальной инженерной задачи, стоящей перед конкретным производством;

9) доклады студентов с содокладчиком и оппонентами по темам или разделам, которые не рассматривались на лекциях;

10)задания по опережающему обучению соответствующего теоретического материала с последующим анализом их выполнения;

11) участие студентов в подготовке занятий по лабораторному практикуму;

12) изучение отдельных тем с малой группой студентов, каждый из которых выступает в качестве преподавателя-инструктора.

Стиль деятельности студента можно формировать более успешно, если отдельные операции, например, конспектирование лекций, будут выполняться автоматически. Тогда сознание будет в основном направляться не на технику отдельных операций, а на общее руководство учебной деятельностью (восприятие, запоминание, осмысливание). Таким образом, при проектировании образовательного процесса необходимо исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. При этом учение является самостоятельным, личностно значимым, очень действенным источником развития умений и навыков, которые в будущем станут профессиональной деятельностью.