Структурное представление субъектных свойств педагога.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В.Кузьминой, В.Н.Кан-Калика, Л.М.Митиной проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.

По Н.В.Кузьминой, структура субъектных факторов включает: тип напракачестввленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность. Очевидны три основных компонента этой факторной структуры: личностный, индивидуальный и профессионально-педагогический.

По А.К.Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена так:

Объективные характеристики Субъективные характеристики

Профессиональные, - Профессиональные Профессиональные, - Личностные

психологические, умения психологические особенности

педагогические позиции, установки

знания

В разрабатываемой Л.М.Митиной модели личности учителя в контексте схемы «деятельность – общение - личность» выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В.Кузьминой).

Проектировочно-гностические Рефлексивно-перцептив-

способности ные способности

Педагогиче- Педагогиче- Педагогиче- Педагогиче- Педагогиче-

ское целепо- ское мыш- ческая ре- ский такт ская направ-

лагание ление альность ленность

Здесь способности сами по себе непосредственно не выступают в качестве определяющих эффективность деятельности субъектных факторов; направленность расположена с другими личностными качествами.

Ещё одним субъектным свойством педагогической деятельности является сопротивление синдрому эмоционального сгорания или психофизиологического истощения.