КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?

Мнения многих учителей и ученых об использовании компьютерных игр на уроках противоречивы. Одни считают, что применение компьютерных игр в учебном процессе нежелательно, аргументируя это отрицательными последствиями их использования. Другие, напротив, предлагают чаще обращаться к компьютерным играм на уроке, переоценивая их возможности. Но даже самая хорошая компьютерная игра при неудачном применении в процессе обучения может принести вред. Поэтому у учителя, использующего компьютерные игры, возникает множество проблем.

Исходными вопросами в теории использования компьютерных игр в педагогике являются их определения и классификации. Существуют различные подходы к их решению. Это можно объяснить многофункциональностью игр.

Под игрой понимается такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение цели.

Под игроком понимается человек или группа людей. Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков выступает компьютер.

Правило – предписание, устанавливающее порядок действий играющих.

Цель в обучающей игре носит двойственный смысл:

игровая цель – получение вознаграждения;

учебная цель - приобретение знаний, умений и навыков посредством деятельности по заданным правилам.

Среди всех компьютерных игр выделим, прежде всего, игры обучающего характера. В них необходимо выделить обучающий и игровой компоненты. Одним из этих компонентов может преобладать. Если преобладает обучающий компонент (схема 1,а), то игра предоставляет широкие возможности, связанные с воспроизведением знаний, умений и навыков, их применением, обработкой. В случае преобладания игрового компонента (схема 1,б) игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к обучению.

С х е м а 1

игра

Обучение

 

Обучение

Игра

а) б)

По степени обучающего воздействия на ученика игры могут быть разделены на следующие виды:

Т р е н е р у ю щ и е и г р ы : закрепляющие и контролирующие, способствующие отработке имеющихся навыков.

О б у ч а ю щ и е и г р ы: помогающие ученику приобрести новые знания, умения и навыки.

Р а з в и в а ю щ и е и г р ы: способствующие выявлению и развитию наиболее важных способностей и навыков.

К о м б и н и р о в а н н ы е и г р ы.

Обращение к классификации игр не случайно. При работе с конкретной игрой важно знать ее вид. Так как это поможет определить место игры на уроке. В традиционном уроке выделяют следующие этапы:

1)актуализация знаний; 2)ознакомление с новым материалом; 3)закрепление учебного материала; 4)контроль и учет знаний. В зависимости от того, к какому виду относится игра можно определить, на каком из этапов урока эффективнее ее применять. Для примера можно привести следующую таблицу:

Вид игры

Актуализация знаний

Ознакомление с новым материалом

Закрепление учебного материала

Контроль и учет знаний

Сюжетно-ролевые

Деловые

Контролирующие

Обучающие

Развивающие

Интеллектуальные

Комбинированные  

+

+

+

+  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Перейти на страницу: 1 2 3