Повышение орфографической грамотности в младших классах

В своей работе так же использую таблицы-плакаты. Так как ученики часто не видят орфограммы, поэтому не могут ее проверить и, как следствие, применить полученные знания на практике. Во время выполнения различных упражнений, работы над ошибками внимание детей обращаю к этим таблицам.

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Б В Д Г Ж З

П Ф Т К Ш С

В КОРНЕ СЛОВА ПРОВЕРЯЙ ТАК

МОРОЗЫ _-- МОРОЗ

ГРЯДА -- ГРЯДКА

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ А, О, Е, И, Я В КОРНЕ

СЛОВА ПРОВЕРЯЙ ТАК

ТРАВКА -- ТРАВА

ВОДЫ -- ВОДА , ВОДИЧКА

При повторении изученного материала предлагаю

учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания.

Например, в третьем классе предлагаю карточки для работы в конце четвертой четверти.

Серия № 1.

Карточка № 1.

1. Разбери по составу слова

Книжка нагрузка побег

2.Вставь пропущенные буквы. Докажи

правописание орфограмм

п щат бли кий

к вер кни ка

сн гири холо

с довник заря ка

3. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Серия № 2.

Карточка № 1.

1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам .

Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

2. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму . в 1 – столбик – слова с безударной гласной , во 2 – столбик – слова со звонкой или глухой согласной, в 3 – столбик – слова с непроизносимой согласной.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

3. Разбери предложение. Подчеркни главные члены предложения. Надпиши над каждым словом часть речи.

Развесила желтая осень золотые флажки.

Серия № 3.

Карточка № 1.

1. Подбери и запиши по 2 слова к схемам

2. Подбери и запиши слова в два столбика ( по 3-4 слова в каждый столбик) . в 1- столбик – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, во 2- столбик - слова с парной звонкой или глухой согласной на конце, которую нужно проверять.

3. Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?) (кто?) (как?) (что делал ?)

Все эти карточки в предложенной последовательности будут использоваться не только в 3 классе в конце года, но и в 4 классе в первой четверти. Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий поможет осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.

.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами. Это - задача уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Во 2классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, т. к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в определенной последовательности.

Письмо с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам).

Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность.

Комментированное письмо.

Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.

Письмо под диктовку.

Творческие работы.

Систематически проводя указанные выше виды работ,формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

Диагностика контрольных работ показывает результаты проделанной работы. Количество орфографических ошибок постепенно снижается.

Например .У Сергеевой Нади в начале года орфографических ошибок в диктанте было до 1 0 , а в конце года 4-5.

У Арутюнян Дианы -- с 11 –до 7.

У Асирян Аси -- с 8 –10 -- до 2—3.

У Смолоногова Романа -- с 16 – до 8 –7.

Перейти на страницу: 1 2