Развитие познавательного интереса к урокам русского языка

"Нефтепровод".

Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.

Татарские имена https://tatname.ru/tatarskye-imena/

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился.

"Сахар".

Сидит на ложке, свесив ножки.

"Лапша".

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

"Алфавит".

К теме "Правописание суффиксов имен существительных" я подобрала такие загадки:

Красненький котеночек по жердочке бежит.

"Огонь".

Мальчик с пальчик, одежка беленькая, а шапочка красненькая.

"Гриб".

Белый зайчик прыгает по черному полю.

"Мел и доска".

Пять мальчиков - пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.

"Перчатки".

В золотой клубочек спрятался дубочек.

"Желудь".

Белый камушек растаял, на доске следы оставил.

"Мел".

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета.

"Заяц".

К теме "Буква О после шипящих в суффиксах имен существительных" подходят такие загадки:

Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками.

"Еж".

Цветной теремок шириною с вершок.

Сестры в тереме живут,

Отгадай, как их зовут.

"Спички".

К теме "Частица НЕ с именами существительными" подобраны такие загадки:

Круглая, а не месяц, желтая, а не солнце!

Сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь.

"Репа".

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего не шьет,

А в иголках круглый год.

"Ель".

Не девица, а в зеркало глядится,

Не старуха, а голова серебрится.

"Ива".

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

"Осел".

К теме "Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных, краткие прилагательные" мною подобраны загадки:

Бархатные лапки, на лапках царапки.

"Кошка".

В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка?

"Рябина".

Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.

"Земляника".

При изучении темы "Имя существительное" и темы "Имя прилагательное" я провожу выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.

Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Диктую слова:

плащ печь

нож мышь

рожь тишь

врач камыш

Учащиеся легко справляются с заданием.

После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" тоже использую игру "Четвертый лишний". Читаю слова:

красный летний

добрый стеклянный

сахарный синий

зеленый сельский

Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание.

При изучении темы "Сложные прилагательные" провожу игру "Одним словом". Ученики получили задание заменить определения из нескольких слов одним прилагательным: "завод, на котором строят машины -машиностроительный завод". В игре применяется элемент соревнования, отмечается, кто скорее выполнит задание.

При повторении правописания прилагательных с суффиксами - ск, -к я проводила игру "Кто лучше знает города нашего края". Ученики записывали в тетрадях в один столбик названия городов, а в другой - образованные от них прилагательные.

Пятигорск - пятигорский

Кисловодск - кисловодский

Ставрополь - ставропольский и т.д.

По этой же теме провожу игру "Кто лучше знает карту?" Учащиеся в один столбик записывают названия известных государств, а в другой - образованные от них прилагательные.

Польша - польский

Франция - французский

Англия - английский и т.д.

Также провожу игры с целью развития наблюдательности у учащихся. При закреплении темы "Качественные и относительные прилагательные" применяю игру "Кто наблюдательнее?" Ребята записывают в свои тетради названия предметов, находящихся в классе. В один столбик записывают существительные с качественными прилагательными, а в другой - с относительными. Победители записали около 30 сочетаний существительное + прилагательное.

Перейти на страницу: 1 2 3 4